Описание:Настоящий курс посвящен изучению современных коммуникационных принципов, моделей и технологий искусственного создания массовой политической медиареальности, выступающей в качестве псевдосреды, замещающей объективную действительность в современном обществе. Цель курса – сформировать представления о фундаментальных формах, методах и технологиях конструирования социально-политической медиарельности в современном пост-информационном обществе, а также выработать навыки противодействия технологиям политического манипулирования и пропаганды, применяемых по отношению к общественному сознанию. Первая часть курса посвящена осмыслению процессов виртуализации и медиатизации современной социально-политической реальности и публичной политики. Наряду с фундаментальными трудами и теориями крупнейших ученых и специалистов в курсе рассматриваются актуальные модели и методы симуляции политической действительности. Особое внимание в курсе уделяется Интернету как глобальному виртуальному пространству современных политических коммуникаций. Анализируются принципиальные отличия оффлайн- и онлайн-пространства, рассматривается практический опыт применения технологий массовой интернет-коммуникации в процессах манипуляции общественным сознанием. Также в данном разделе изучаются модели и технологии конструирования политических брендов как виртуальных конструктов, внедряемых в публичное пространство политики. Вторая часть курса посвящена вопросам, связанным с современным гибридным информационным противоборством. Рассматриваются технологии информационной агрессии в традиционные национальные ценностно-смысловые и символические пространства государств-мишеней, а также анализируется практический опыт применения технологий интернет-коммуникации в осуществлении «цветных переворотов» последних лет. Также в рамках курса рассматриваются перспективные сценарии и тенденции развития современного пост-информационного общества и трансформации Интернета как виртуального коммуникационного пространства политики. В результате у слушателей курса должны сформироваться представления и практические навыки анализа современных информационно-коммуникационных процессов конструирования массовых представлений о социально-политической реальности в публичном пространстве, а также противодействия процессам политической пропаганды и манипуляции общественным сознанием.
Темы лекций курса:
1. Медиатизация и виртуализация современного пространства политических коммуникаций: особенности и тенденции
2. Медиареальность как пространство управления массовым сознанием
3. Политическая коммуникация в пост - информационном обществе: роль и особенности
4. Информационно-коммуникационная революция и ее влияние на процесс современного политического управления
5. Имидж и бренд как формы существования в современном публичном пространстве
6. Сетевые информационные войны в современных условиях: основные акторы и стратегии
7. Ценностно-смысловые и символические пространства как объект внешней информационной агрессии в условиях современного глобального противоборства
8. Технологии электронной пропаганды в системе современного информационного противоборства
9. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет - пространстве как инструмент современного политического управления
10. Гибридные вызовы и угрозы в условиях современного пост - информационного общества
11. Интернет - технологии дестабилизации и смены политических режимов
12. Перспективы и сценарии развития интернета как виртуального пространства политических коммуникаций
Контрольные вопросы к зачету:
1. Сущность и особенности процесса виртуализации современной социально-политической реальности. Симулякры и симуляции.
2. Медиатизация как основа современного политического управления
3. Псевдореальность в работах У. Липпманна, ее роль и функции
4. Модель виртуализации социально-политической реальности.
5. Роль политической коммуникации в условиях пост - информационного общества
6. Политические коммуникации в управлении массовым сознанием
7. Структура современного политического бренда
8. Коммуникационные технологии манипуляции общественным сознанием
9. Электронная пропаганда: потенциал, функции и особенности
10. Информационно-коммуникационная модель «цветных» революций
11. Технологии гибридного информационного противоборства в современной глобальной политике
12. Сетевые сообщества как виртуальный институт политического давления
13. Модели массовой коммуникации в современном политическом управлении
14. Интернет как виртуальное пространство современных политических коммуникаций: сущность, функции и особенности
15. Особенности современных онлайн-ресурсов массовой коммуникации
Список рекомендованной литературы по курсу:
Castells, M. The Rise of the Network Society. The Information Age. Economy, Society, and Culture. vol. 1; 2nd Edition with a New Preface edition. Wiley-Blackwell, 2009
Hunt J. The Post-Information Society// The Virginia Quarterly Review. Winter 1994
Innis H. The Bias of Communication - Toronto: Toronto University Press, 2nd edition (September 1, 2008)
Innis H.A. Empire and Communications - Oxford, Clarendon Press, 1950
Masuda Y. The information Society as Post-Industrial Society. Bethesda, MD: World Future Society, 1981
Thompson J. B. Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Cambrige, 1995
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. -С.109
Блумер, Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984
Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. – Тула, 2013
Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. — Издательство Московского университета Москва, 2015
Грачев М.Н. Политика: коммуникационное измерение. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2011
Засурский Я.И. От электронного общества к мобильному // Информационное общество. 2008. № 5/6. -С. 34–36
Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002
Ильин A.A. Интернет-реальность как социальная актуальная и виртуальная реальности // Социальная политика и социология. 2009. № 2. -С. 304–310
Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999
Липпманн У. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновой - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005
Маркузе Г. Одномерный человек // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003
Паренти М. Демократия для немногих. М.: Прогресс, 1990
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004
Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2013