Описание:Цель курса – ознакомление студентов с основными теоретическими концепциями и эмпирическими исследованиями произвольной регуляции психической деятельности в норме, а также при локальных поражениях мозга, психических и поведенческих расстройствах. Рассматриваются история развития психологических представлений о произвольности, воля и произвольность в философии и ранних психологических исследованиях, болезни воли и исследования механизмов произвольности в классической психопатологии, проблема произвольности и саморегуляции в основных школах психологии (психоанализе, бихевиоризме и необихевиоризме, когнитивизме и др.), культурно-деятельностная парадигма изучения регуляции психики и поведения. Анализируются основные современные общепсихологические и клинико-психологические теории и концепции произвольной регуляции, возможности интеграции существующих подходов к саморегуляции на основе принципа системности. Обсуждаются методы изучения произвольной регуляции в норме и патологии. Значительное внимание уделяется анализу нарушений основных системных компонентов произвольной регуляции психической деятельности (нарушения целеобразования и целеполагания, планирования и программирования психической деятельности, контроля за ее протеканием при очаговых поражениях мозга и психических расстройствах, нарушения метасистемного уровня произвольной регуляции, нарушения рефлексии при психических расстройствах и поражениях мозга, нарушения смысловой и эмоциональной саморегуляции) Обсуждается роль нарушений психологической саморегуляции в этиопатогенезе различных форм патологии – нарушения произвольной регуляции психической деятельности как предиспозиционные и хронифицирующие факторы соматической и неврологической патологии, психосоматических расстройств, психических заболеваний. Дается представление о проблемах и перспективах изучения произвольной регуляции деятельности в клинической психологии (диагностика, терапия, реабилитация).