Описание:1. Цели освоения дисциплины.
Цель курса – дать представление о психосемантике как отрасли психологии и методологии в плане формирования новой отрасли психологии субъекта. в аспекте психосемантического подхода раскрыть способ и средства исследования детерминантов и характеристик в модели-ровании структурно-функциональных механизмов психической самоорганизации человека как субъекта жизнедеятельности. В курсе раскрываются основные понятия и категории психосе-мантики субъктности, определено место дисциплины в структуре общепсихологических дисци-плин (психологии мышления, психологии личности, психодиагностики и пр.).
2. Место дисциплины в структуре ОПП.
Данная дисциплина позволяет обобщить и систематизировать учебный материал курсов общей психологии, психофизиологии и психодиагностики.
Учебным планом и программой по дисциплине предусмотрено чтение лекций и самостоя-тельная проработка некоторых теоретических вопросов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
• пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современ-ной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
• использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
• проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
• выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
• прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познава-тельной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характе-ра, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
• применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
• пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
• реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, про-фессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
• самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
• просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологи-ческой культуры общества (ПК-20).
Для достижения обозначенной цели в процессе изучения курса «Психосемантика субъ-ктности» необходимо решить следующие задачи:
- помочь студентам систематизировать основные понятия общей психологии, используемые при изучении психосемантических основ субъктности;
- ознакомить с наиболее значимыми теоретическими разработками, экспериментальными и прикладными достижениями отечественных и зарубежных психологов в области изучения психосемантических основ субъктности;
- повысить уровень методологической компетентности будущих психологов, расширить их кругозор в области практической психологии.
В результате изучения дисциплины студент должен:
получить знания о:
- понятиях психосемантики и субъктности личности;
- характере психосемантических составляющих субъктности, обусловливающих структуру личности;
- процессах формирования психосемантических основ субъктности;
- происхождении психосемантической структуры субъктности;
сформировать умения:
изучения психосемантических основ субъктности в рамках экспериментальной психосе-мантики и субъктно-деятельностного подхода;
применения теоретического материала психосемантически субъктности в сфере психоди-агностической, психокоррекционной и психоконсультационной практики;
работы в различных областях прикладной психологии с учетом сведений о психосеманти-ческих основах субъктности.