Эффективная коммуникация и управление конфликтами (для направления подготовки 37.04.01 «Социально-психологическое сопровождение профессиональной деятельности» уровень подготовки магистр)учебный курс
Описание:Цель изучения дисциплины «Эффективная коммуникация и управление конфликтами» заключается в изучении организационно-технологических отношений по поводу построения эффективных коммуникаций и управления конфликтами на уровне организации и ознакомление магистрантов с теорией и практическими методами работы по построению эффективных коммуникаций и управлению персоналом.
Задачи учебной дисциплины:
В процессе изучения дисциплины «Эффективная коммуникация и управление конфликтами» студенты должны:
- освоить научные основы построения эффективных коммуникаций и управления конфликтами;
- обучиться методам и приемам конструктивной коммуникации с персоналом организаций;
- овладеть системным подходом к построению коммуникаций и управлению конфликтами, освоить понятия, категории и законы, регулирующие деловые отношения персонала организации;
- овладеть навыками анализа, планирования, стимулирования, оценки эффективных коммуникаций и конфликтов;
- научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам организации конструктивных деловых коммуникаций, профилактики и разрешения конфликтов при управлении персоналом.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс «Эффективная коммуникация и управление конфликтами» относится к дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки магистров по направлению 37.04.01 «Социально-психологическое сопровождение профессиональной деятельности». Предмет изучается в 3 семестре магистратуры, поэтому курс строится на знаниях по ранее изучаемым дисциплинам: «Методология современной психологии», «Психология организации», «Теоретические и методологические проблемы социальной и организационной психологии».
Знания из области дисциплины «Эффективная коммуникация и управление конфликтами» находят развитие в учебных дисциплинах: «Социально-психологические основы управления персоналом организации», «Психология профессионального развития человека», «Психологическая служба в организации и правовые основы деятельности психолога в организации».
Планируемые результаты обучения по дисциплине «Эффективная коммуникация и управление конфликтами»:
Знать:
- теоретические и методологические основы эффективных коммуникаций и управления конфликтами;
- условия, правила, критерии и уровни эффективной коммуникации;
- сущность, природу, структуру, динамику конфликта; источники и причины возникновения конфликтных ситуаций; основные характеристики нарушений общения в конфликте;
- методики анализа, предотвращения и разрешения конфликтов;
- принципы, формы и методы работы с персоналом в системе управления организацией.
Уметь:
- применять базовые знания современной теории и методологии эффективных коммуникаций и управления конфликтами;
- анализировать и оценивать состояние работы с персоналом, проблемы в деловой коммуникации, разрабатывать и обосновывать предложения по её совершенствованию;
- осуществлять медиаторскую деятельность в организации и разрешать конфликтные ситуации.
Владеть:
- методами анализа коммуникативного поведения субъектов деятельности;
- способами и приемами регуляции конфликтных отношений персонала организации;
- навыками разработки и проведения профилактических мероприятий по предотвращению межличностных и внутригрупповых конфликтов.
Структура и содержание дисциплины «Эффективная коммуникация и управление конфликтами»:
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
зачетных единиц - 2;
академических часов - 36;
лекций - 18;
семинарских занятий - 18.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1. Психологические основы эффективной коммуникации:
1.Сущность речевой коммуникации и коммуникативные системы.
2.Условия, критерии и уровни эффективной коммуникации.
3.Эффективное слушание и эффективные сообщения.
4.Коммуникативные барьеры и их преодоление.
5.Приёмы и техники управления партнёром в процессе общения.
Раздел 2. Управление конфликтами:
6.Феноменология конфликта
7.Анализ конфликтов: методы, методики, процедуры.
8.Разрешение конфликтных ситуаций: модели и методики.
9.Принципиальная технология управления конфликтом.
10.Медиация и посредничество в конфликтах.