Описание:Тема 1. Начало профессионального театра в России. Социокультурные функции театра. Театр и литература. Миф и реальность в дискурсе об истоках русского театра. Миф о Федоре Волкове, его составляющие и процесс его складывания. Мемуарные и художественные источники сведений о театре Волкова. Придворный театр, его функции, его публика, его репертуар.
Тема 2. Классицизм в русском театре XVIII в. Классицизм как эстетическая система. Место театра в системе классицизма. Театральные декларации классицистов. Творчество Сумарокова, Фонвизина, Крылова. Основные проблемы и конфликты классицистической драматургии в России. Актер и его место в классицистическом театре.
Тема 3. «Российский феатр» как театральное и издательское предприятие. Проблема театральной журналистики и связи театрального издательского дела. Смысл, назначение и состав «Российского феатра». Соотношение отечественного и переводного в издании. История первого специального театрального издания и его судьба. «Российский феатр» как образец для последующих театральных изданий.
Тема 4. Институциональное устройство императорских театров. Строительство театров в XVIII – XIX веках. Законодательная база российского театра: статус, нормы, авторское право, цензура и проч. Театр и двор. Театр и публика: ее состав, структура. Театр и драматурги. Бенефисная практика. Оплата труда режиссера, драматурга, артиста, их изменяющийся социальный статус в XIX в.
Тема 5. Русский театр первой трети XIX в. Драматургическое творчество Озерова, Шаховского, Хмельницкого, Писарева, Загоскина. Сценическое мастерство и театральная критика первой трети XIX в.
Тема 6. Переводная драма в России пер. пол. XIX в. Пропорции оригинального и переводного в русском репертуаре первой половины XIX в. Главные авторы, наиболее популярные пьесы. Цензура переводных пьес. Русские переводчики и их деятельность. Переводы и адаптации Шекспира, Шиллера, романтической французской драматургии. Переводная мелодрама и водевиль и их роль в репертуаре русского театра первой половины XIX в. в оценке современников.
Тема 7. Театральная эстетика эпохи романтизма. Романтизм как эстетическая система, место театра и драматургии в романтизме. Театральные декларации русского романтизма. Драматургическое творчество Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. Русская историческая драматургия 1830-х годов, ее идеологический и эстетический смысл. Театральные журналы и альманахи 1800-1830-х годов.
Тема 8. Драматургия Гоголя. Традиции и новаторство в гоголевском театре. Место «Женитьбы» и «Ревизора» в русском репертуаре. Полемика вокруг гоголевской драматургии, ее участники. Комедия Гоголя и русский оригинальный водевиль 1830-1840-х годов. Творчество Кони, Ленского, Некрасова, П. Каратыгина и др.
Тема 9. Формирование национального театрального репертуара в 1830-40-е гг. Задача формирования национальной драматургии в связи с идеологическими конструкциями николаевского царствования. Творчество Кукольника, Р. Зотова, Розена, Полевого. Театральная критика Булгарина и газеты «Северная Пчела».
Тема 10. Русская театральная журналистика в 1830-40-е гг. Цензурирование театральных рецензий в николаевскую эпоху. Театральная критика на страницах «Московского телеграфа», «Библиотеки для чтения», «Сына Отечества», «Отечественных записок», «Современника», «Москвитянина», «Северной пчелы», «Литературной газеты». Деятельность ведущих театральных критиков эпохи. Специализированный театральный журнал «Репертуар и Пантеон», театральная критика на его страницах. Его состав и основные деятели.
Тема 11. Сценическое искусство в русском театре сер. XIX в. Развитие сценического мастерства в России в 1840-1850-е годы. Основные имена. Противостояние московской и петербургской сценической школы. Мочалов и Каратыгин в критике Белинского. Гастроли иностранных артистов в России в рецепции отечественной театральной критики.
Тема 12. Драматургия Тургенева. Ее истоки и основные художественные особенности. Жанровое своеобразие драматургии Тургенева. Театр Тургенева в оценке современной критики. Театрально-критическая деятельность Тургенева.
Тема 13. Ранняя драматургия Островского. Пьесы Островского «москвитянинского периода», их издательская и сценическая судьба. Рецепция ранних пьес Островского. Эстетическая программа «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и ее влияние на молодого драматурга. Театральная критика А. А. Григорьева.
Тема 14. «Реформа» Островского, ее содержание и следствия. Островский-комедиограф. Исторические драмы Островского. Роль Островского в формировании национального театрального репертуара. Островский в сотрудничестве с петербургскими журналами и императорскими театрами. Театральная критика Добролюбова.
Тема 15. Русская драма эпохи Островского. Творчество Потехина, Чернышева, Аверкиева, Соловьева, Невежина. Работа Островского с молодыми драматургами.
Тема 16. Театральная критика и журналистика втор. пол. XIX в. Театральные материалы на страницах «толстых» журналов. Критическая деятельность Панаева, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Урусова, В.А.Крылова, Плещеева, Потехина, Суворина, Говорухи-Отрока и др. Театральная критика и журналистика в провинции.
Тема 17. Театр Сухово-Кобылина. Русский театр накануне «реформы» Чехова. Театрально-сценический контекст драматургии Сухово-Кобылина и Чехова. Институциональные трансформации в русском театре второй половины XIX в. Режиссерский театр: его формирование, взаимодействие режиссера с артистом и драматургом. Основные особенности поэтики Сухово-Кобылина и Чехова-драматурга. Драматургия Чехова и европейская «новая драма».