Описание: Качественные и количественные характеристики человека в жизненном цикле как научно-практическая проблема.
Качество жизни как интегральная характеристика общества, слоев и групп людей, отдельного человека. Качество жизни как характеристика условий и возможностей.
Внешние объективные характеристики и показатели качества жизни (концепция ВЭФ).
Объективные показатели качества жизни как уровень возможностей: профессиональной деятельности, досуга и отдыха, потребительского рынка,
Внешние психологические показатели качество жизни: личной безопасности, социальных возможностей и социальной активности.
Психологические характеристики качества жизни: психическое здоровье, уровень развития психической системы и регуляции, особенности и способности.
Благополучие как интегральная психологическая характеристики качества жизни. Личностное, экономическое, экологическое благополучие. Уровень удовлетворения потребностей. Уровень активности (медико-биологический аспект).
Основные показатели психологического благополучия: самопринятие, отношение с другими, автономность, компетентность, цели, личностный рост.
Система факторов благополучия: здоровье, экономическое состояние, бытовые условия, коммуникации, сферы реализации потенциала (труд, досуг, семья, общественная активность), свобода и необходимость.
Взаимосвязь объективных показателей и субъективных оценок качества жизни: благополучия и удовлетворенности.
Психологические детерминанты оценки качества жизни: внутренний жизненный потенциал, соответствие результатов деятельности актуальным потребностям и смысловым образованиям (мотивам, интересам, ценностям).
Общая удовлетворенность и ее составляющие. Факторы удовлетворенности как показатели качества жизни
Качество трудовой жизни: прогрессивность, устойчивость; условия материальной, социальной и профессиональной среды; защищенность и безопасность.
Факторы удовлетворенности трудом: 1) гигиенические, факторы-мотиваторы; 2) ожидания, вознаграждение, значимость; 3) мотивация, стимулы; 4) независимость, ответственность; 5) оценка профессиональной средой и самооценка;
Человеческий потенциал как функция познания, экспансии, социализации, достижений. Детерминанты психологического и личностного потенциалов: уровень и направленность активности, способности, личностно-смысловые особенности, содержание опыта.
Социально-демографические факторы потенциала. Параметры ценностно-побудительной составляющей потенциала, их динамика. Измерение статусного потенциала.
Составляющие жизненной удовлетворенности: интерес, решительность, согласованность целей и результатов, самооценка соответствия личностного потенциала и его реализации (результаты и поступки), состояние.
Качество жизни людей с ограниченными возможностями