Описание:Познание: проблемы онтологии (соотношение объекта и знания), гносеологии (формы и механизмы познавательной деятельности), методологии (схемы и средства познания). Формы познания и знания. Критерии научного познания. Научное знание как система, функции практики. Понятие научного факта, закона и закономерности. Характеристики научной теории. Понятия метода, методики, методологии. Уровни методологии науки (философский, общенаучный, конкретно-научный, методический), их особенности и соотношение. Методология как результат рефлексии научной деятельности. Особенности исследования как формы познания.
Объяснительные принципы психологии (детерминизма, системности, развития, диалектики). Комплексный подход и его значение в психологии. Системный подход как общенаучная методология, принципы системного анализа. Метапсихологические категории: деятельность, личность, общение и соответствующие им подходы (деятельностный, личностный, диалогический). Теории и концепции как функция цели научного исследования.
Общенаучная методология психологического исследования (объект, предмет, средства, эмпирическая область, проблема) как реконструкция реальности. Теории и концепции в системе психологических знаний. Фундаментальные, прикладные и научно-практические исследования. Содержательное планирование исследования..
Система методов психологического исследования: теоретические и эмпирические; методы сбора данных и проверки гипотез; активные и пассивные. Формальное планирование исследования как выбор метода и методик исследования.
Критерии качества исследования: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность результатов и выводов. Структура научной работы и ее оформление.