Описание:Дисциплина «Церковное управление в России - история и современность» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений, учебного плана подготовки магистров по направлению 46.04.02 Документоведение и архивоведение. Дисциплина реализуется на факультете архивоведения и документоведения кафедрой Истории и организации архивного дела в рамках программы подготовки магистров по профилю «История Русской православной церкви: документальное наследие в архивах, библиотеках, музеях» и осваивается на 2 курсе в 4 семестре.
Система управления Русской Православной Церковью представляет собой результат сложного сочетания канонических правил, установленных Вселенскими и Поместными Соборами на протяжении многих веков истории христианства, с объективными реалиями формирующейся российской государственности и практикой администрирования. Динамично меняющиеся исторические обстоятельства существования Руси оказывают самое непосредственное воздействие на способы управления Русской Церковью, которая органично воспринимает их в допустимых религиозными установлениями рамках. От Киевской митрополии, из-под власти Константинопольского Патриарха, Русская Церковь по мере становления Московского государства дорастает до Московской митрополии, а затем и до автокефальной Церкви, выполняя важную роль в жизни русского общества и государства, наполняя духовным смыслом их существование. Синодальный период, начавшийся с реформ Петра I, выражался в жестком подчинении государству системы управления Церкви в лице Святейшего Синода. Приведшая к глубочайшему кризису система управления Церковью терпит крушение в 1917-м году, возрождается Патриаршество, но в силу внешних обстоятельств освобождение Церкви от внешнего управления откладывается еще почти на столетие: влияние и контроль над управлением Русской Церковью постепенно переходит в руки новых антирелигиозных властей. И только в конце XX века Церковь, скованная в своей управленческой самостоятельности на протяжении практически всего своего существования, получает относительную свободу и начинает выстраивать систему управления самостоятельно, целиком полагаясь на канонические требования и весь предыдущий опыт.