Описание:Одной из наиболее важных педагогических образовательных проблем является проблема выпуска дипломированных кадров, полностью приспособленных к реалиям современного времени. Особенно это касается специальностей, связанных с необходимостью профессиональной реализации в мелком или среднем бизнесе, а, значит, в сфере услуг, то есть сервиса.
Анонимный выборочный добровольный опрос студентов первого курса СПбГУСЭ (2010 год) разных специальностей (124 человека) показывает, что 76,3% студентов после выпуска из ВУЗа будут заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. 74,3% первокурсников планируют открыть свою фирму, а 49,5% получить дополнительное высшее образование, связанное с бизнесом (или юридическое, или экономическое, или менеджерское).
Аналогичный опрос студентов пятого курса института Декоративно-прикладного искусства (73 человека) показал, что отличия в первой и второй выборках не достоверны и соответственно – 84,3%, 68,5%, 52,6%.
Получить второе высшее образование для более успешного проведения бизнеса хотят 64,8% первокурсников и 62,5% пятикурсников из числа тех, кто планирует заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Среди тех, кто планирует открыть свою фирму, эти цифры возрастают и составляют 67,6% и 76,3% соответственно.
Поэтому необходимо, в рамках общего высшего профессионального образования, создание дисциплины, позволяющей наиболее успешно адаптироваться в социуме и профессиональном бизнесе. Такой дисциплиной может стать «Организация проектной деятельности» (ОПД). Эта дисциплина, которая несет в себе синергетическую составляющую и знакомит с основами экономики, права, менеджмента, психологии и экологии человека. Приобретение представлений, знаний и умений в курсе ОПД становится для обучающихся ориентировочной основой для дальнейшего изучения профессиональной специфики производства.
В задачи изучения дисциплины входят: формирование у обучающихся целостного мировоззрения как системы взглядов и убеждений, основанных на совокупности представлений о месте специалиста в выбранной профессии; развитие и формирование индивидуального организаторского опыта в проектной деятельности путем изучения истории развития вопроса и практической деятельности современных ведущих фирм; расширение экономических знаний в выбранной профессиональной сфере; знакомство с правовыми основами при организации проектной деятельности; воспитание психологической устойчивости и грамотного отношения к окружающему социуму в современном мире; обучение основам экологии человека в производственной деятельности. Эта дисциплина имеет практическую направленность и готовит выпускников ВУЗа к самостоятельной работе.
В итоге обучения этому курсу студент будет уметь реализовывать практические проекты в выбранной профессиональной деятельности; использовать психологическую подготовку при создании проекта и работе с людьми. Иметь навыки самостоятельного поиска, анализа, синтеза и обобщения полученных знаний по предмету для реализации проектной деятельности в выбранной профессии.
Помимо лекционного материала методика обучения данному предмету включает в себя усвоения студентами определенного объема знаний, умений и навыков, получаемых в ходе выполнения практических работ, консультаций с преподавателем и выполнением самостоятельных учебных заданий. Качество этих знаний и навыков проверяется промежуточным тестированием, просмотрами практических работ и итоговым контролем.
Содержание лекционного материала делится на пять крупных разделов, составляющих основу синтетической дисциплины.
1. Основы экономики. Организация проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Теоретические и практические этапы деления организация проектной деятельности. Рынок. Законы рынка в сфере сервиса. Конкуренция, ее специфика и направленность. Альтернативы рынку. Плановое, не плановое хозяйство. Специфика рынка в выбранной профессиональной деятельности. Кризис. Фирма, виды фирм цели и задачи. Организация и структура фирмы. Фирмы при различных политических строях. Специфика целей и задач фирм в зависимости от их вида. Способы организации фирмы. Структура фирмы. Иерархия в структуре фирмы. Тактика поведения при кризисе. Специфика организации фирмы в сфере сервиса. Специфика индивидуальная трудовой деятельности. Структура работы мастерской. Стадии работы. Специфика индивидуальная трудовой деятельности при разных политических строях. Отличие творческой мастерской от производственной мастерской. Структура творческой работы. Отличие творческой работы от других деятельностей. Налоговая политика. Современная налоговая политика в большом, малом и среднем бизнесе, общность и отличие. Стадия предпроектной деятельности в организации фирмы. Организация инфраструктуры. Работа со смежниками. Стадия рабочего проекта. Работа с головными и контролирующими организациями. Трудовые договоры. Основы бухгалтерского учета. Состав документации. Стадия финансового расчета заказчика.
2. Основы права. Пакет необходимых документов для практической реализации деятельности фирмы. Трудовой кодекс Российской федерации. Законодательство в сфере сервиса. Адвокатура. Адвокатская деятельность в сфере частного предпринимательства. Оформление дизайнерской концепции проекта. Стадии разработки проекта. Производственная специфика работы дизайнера. Исполнители проекта. Отличие работы индивидуального и коллективного исполнителей проекта. Иерархия взаимоотношений при исполнении коллективного проекта. Авторский надзор. Авторские права. Государственный стандарт (ГОСТ). Технические условия (ТУ). Оформление договора-подряда на дизайнерские работы. Календарный план, смета на проектные работы. Работа с заказчиком. Работа с документацией заказчика. Заключение контракта с заказчиком.
3. Основы менеджмента. Правила и приемы менеджмента. Организация менеджмента в сервисе. Отличие менеджмента в государственном предприятии от частного предприятия. Стили руководства. Приемы управления персоналом. Организация и специфика маркетинга в сфере сервиса. Цель маркетинга. Законы маркетинга в бизнесе. Приемы маркетинга. Тактический и стратегический маркетинг. Однонаправленность и разнонаправленность в предоставлении услуг и товаров. Что такое реклама. Носители рекламы. Эффективность различных форм рекламы. Специфичность рекламы для различных сфер сервиса. Специфичность рекламы в сфере творческой профессии. Психологические аспекты восприятия рекламы. Что такое витрина. Правила и специфика оформления витрины. Виды витрин при различной профессиональной деятельности. Психологическое воздействие витрин. Бонусы, скидки, фирменные карты: формы подачи информации, цель, задачи, время и условия применения.
4. Основы психологии. Психологические типы. Особенность поведения в различных стрессовых ситуациях. Виды коммуникаций. Гендерные особенности поведения и мышления. Психология в бизнесе. Специфика психологии управления. Специфика составления резюме. Правила написания резюме. Отличия в написания резюме при поступлении в различные сферы производства. Проектные коллективы. Психологические особенности производственных коллективов и творческих производственных коллективов. Моно коллективы и смешенные коллективы: специфика создания, руководства и работы. Деловая беседа. Конфликт. Управление конфликтом. Способы выхода из конфликта.
5. Экология человека. Индустриальное общество. Комплексный характер экологических проблем. Основы экологической идеологии. Гармонизация человека и техносферы. Экологическое значение техники. Экологическое значение высоких технологий. Экологическое искусство. Основы охраны труда и безопасности жизнедеятельности. Принципы. Факторы риска. Способы нейтрализации. Медицинские аспекты при организации проектной деятельности. Оказание первой медицинской помощи: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановка кровотечений, иммобилизация травм.
В связи с тем, что дисциплина ОПД является синтезом нескольких дисциплин, то при работе и использовании учебно-методических материалов необходимо работать с разной литературой, отражающей специфику ОПД. Знания по ОПД должны подготовить студента к самостоятельной деятельности. При подготовке рефератов и докладов необходимо уделять особое внимание практическому опыту в выбранной и изложенной теме. А в конце теоретической работы сделать выводы, направленные на возможную практическую значимость.
Таким образом, данная дисциплина относится к адаптивным дисциплинам и несет в себе элементы практических профессиональных навыков. Проблема подготовки квалифицированных кадров в сфере бизнеса, вообще, и в сфере сервиса, в частности, начинает подниматься правительством города. Поэтому, в свете реальности сегодняшнего дня, необходимо решать задачу подготовки студентов с помощью добавления учебных дисциплин, несущих в своей основе синтез необходимых знаний для успешной практической реализации в бизнесе, после чего не будет необходимости получения дополнительного высшего образования.