Описание:Целью освоения дисциплины «Психология семьи» является формирование у студентов представлений о семье как целостной системе, динамике её развития и кризисных периодах семейных отношений, формирование умений ориентироваться в вопросах семейной психологии и консультировать по семейным вопросам.
Задачи учебной дисциплины «Психология семьи»:
1) сформировать у студентов:
- представление о сложной структуре психологического феномена «семья» в целом и ее структурных единицах;
- систему знаний в области психологии семейных отношений;
- комплекс умений и навыков в работе с семьей и ее членами;
2) интегрировать знания студентов из различных отраслей психологии для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать их исследовательскую и практико-ориентированную активность в области семейных отношении;
3) познакомить студентов с диагностическим психологическим аппаратом, который используют исследователи и практики в изучении семьи, и показать возможности практической психологии в работе с семьей;
4) ознакомить студентов с принципами и методами семейного консультирования.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.
Учебная дисциплина «Психология семьи» относится к вариативной части профессионального цикла образовательной программы по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», уровня подготовки - бакалавр. Дисциплина «Психология семьи» изучается в 5 семестре, поэтому курс строится на знаниях по ранее изучаемым дисциплинам: «Социология», «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Введение в профессию».
Знания из области дисциплины «Психология семьи» находят развитие в учебных дисциплинах: «Основы конфликтологии», «Социальная психология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Основы консультативной психологии», «Психология социальной работы», «Педагогика», «Общий психологический практикум», «Основы психотерапии».
3. Требования к результатам освоения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины «Психология семьи» направлен на формирование ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Общепрофессиональные компетенции:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
Профессиональные компетенции:
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
Планируемые результаты обучения по дисциплине «Психология семьи»:
Знать:
- социально-психологическую сущность, типологию и структуру семьи;
- психологические закономерности и основные этапы развития семьи и семейных отношений; принципы онтогенеза семьи;
- диагностический аппарат, используемый для практики изучения семьи;
- основные социально-психологические проблемы, возникающие в детско-родитель-ских и супружеских отношениях.
Уметь:
- применять полученные знания в исследовательской и практико-ориентированной активности в области семейных отношений;
- находить оптимальные решения проблем семейных и детско-родительских отношений;
- планировать психологическую помощь в решении консультативных задач по вопросам семьи;
Владеть:
- методами социально-психологической диагностики проблем семьи;
- системой методов решения психологических проблем семьи;
- способами профилактики внутрисемейных конфликтов.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
зачетных единиц - 2;
академических часов - 32;
лекций - 16;
семинарских занятий - 16.