Описание:Дисциплина «Происхождение человека (Антропогенез)» введена в учебный план с целью получения базовых теоретических знаний в области эволюционной антропологии и их приложений в биологии, истории, философии и других науках. Рассмотрены вопросы методики антропологических исследований, методов реконструкции биологического прошлого человека, основные этапы истории человеческого вида.
Антропогенез – процесс биологической эволюции человека, происходивший одновременно, параллельно и сопряжённо с социо-культурной эволюцией. Антропогенез имеет глубокие корни и предпосылки в дочеловеческие времена, так что понимание сущности человека невозможно без изучения прочих приматов, как древних, так и современных.
Человек – биосоциальное существо, так что изучение эволюции человека неизбежно включает как морфологию, так и этологию, выявляемую в прошлом сравнительной этологией приматов и археологическими методами. Кроме того, понимание причин эволюции человека невозможно без базовых представлений об окружающем мире прошлого: географии, климате, экосистемах, хищниках и конкурентах. Нюансы бытия предков выявляются методами археологии, палеопатологии, палеодиетологии и палеогенетики. Важно понимание того, что наши знания о прошлом ограничены, так что курс включает множество примеров, как частные случаи и статистические серии наблюдений переосмысляются в закономерности и научные концепции; приводятся и примеры ошибок учёных, анализируются их причины, что полезно для недопущения ошибок в будущей научной работе.
Среди множества предшественников современного человека было множество тупиковых линий. Исследование причин их эволюционного неуспеха может послужить для решения задачи выживания нашего вида.
Цель изучения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен сформировать устойчивые представления об основных концепциях современной эволюционной антропологии и об их динамике в процессе развития науки о человеке.
Задачи дисциплины:
1)формирование у студентов представления об основных этапах эволюции вида Homo sapiens;
2)создание системы понятий о биологическом единстве человека с остальным животным миром;
3)формирование представления о высокой степени полиморфизма, характерной для всех этапов становления человеческого вида;
4)анализ факторов и различных аспектов эволюции Homo sapiens;
ознакомление слушателей с изменениями, которые претерпела концепция эволюции человека на протяжении последних десятилетий.