Описание:Курс знакомит студентов с одним из направлений исследования индивидуальных различий – анализом частных случаев, акцентирующим неповторимость конкретного человека и предполагающим исследование индивидуальной структуры психологических свойств. Номотетическая и идиографическая традиции психологического исследования теоретически призваны взаимодополнять друг друга: чем детальнее будет изучена индивидуальность, тем надежнее окажутся результаты обобщения, что, в свою очередь, повысит валидность индивидуального диагноза и прогноза. Однако в реализации этих двух подходов на протяжении всей истории психологии существует отчетливый дисбаланс. Реакцией на него является появление крайних точек зрения, абсолютизирующих один из этих подходов. Проводится сравнение номотетического и идиографического подходов как взаимодополняющих способов исследования психического. Рассматриваются причины доминирования номотетического анализа – традиции философской мысли, которые способствовали выработке канонов позитивной науки; запросы общества (обращение к психологам как к экспертам по решению задач, связанных с отбором); логика развития науки (вначале выясняются общие закономерности, а потом их варианты) и т.д. Показаны следствия игнорирования идиографического анализа – не-возможность применения психологического знания к конкретному человеку; ошибки прогнозирования, выхолащивание психологического содержания, использование неадекватных интерпретационные схем. Рассматриваются варианты исследования интраиндивидуальной вариативности (клинический, индивидуально-этологический, индивидуально-социоэкологический) и методы идиографического анализа. Примеры экспериментальных исследований, при-водимые в курсе, включают исследования, выполненные идиографическими методами, а также анализ индивидуальных различий в разрешении сложных и непрогнозируемых ситуаций. Анализируется культурная специфика в восприятии и оценке психологической уникальности.