Описание:Русская художественная литература во второй половине XIX века
оказала колоссальное влияние на развитие страны. Такое, какое не оказывала
никогда раньше и никогда позже. Писатели и литературные критики были
вынуждены тогда политизироваться и превратиться в общественных
трибунов. «Социальность, социальность – или смерть!» – провозгласил
критик Белинский. С того времени русская литература приобрела ярко
выраженный общественно-политический характер.
Но постойте, ведь говорят, что вся мировая литература о любви.
Неужели в русской литературе была одна сплошная «социальность»? Нет,
любви было предостаточно. Просто порой любовь оказывалась тесно связана
с социальностью. Например, «нигилизм Базарова разбился у ног женщины».
Сильный и уверенный в своей правоте Базаров «рассыпался» после того, как
Одинцова отказала ему в любви. Для многих персонажей Тургенева неудача
в любовных отношениях обозначала автоматическое банкротство и их
убеждений.
В рамках данного межфакультетского учебного курса речь пойдет о
любви и общественных идеалах в наиболее крупных «политических»
романах и повестях XIX в. Мы будем говорить о том, как их персонажи
мучительно искали личного счастья, грезили о совершенном обществе и
лучшей участи для России (даже – лежа на гвоздях). В центре внимания –
«Капитанская дочка» Пушкина, «Кто виноват?» Герцена, «Муму», «Отцы и
дети» и «Дым» Тургенева, «Обломов» Гончарова, «Что делать?»
Чернышевского, «Бесы» и «Братья Карамазовы» Достоевского», «Анна
Каренина» и «Воскресение» Толстого.