Описание:Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке
Курс направлен на формирование у студентов знаний по основным теоретико-методологическим и научно-практическим аспектам исследования проблемы стресса в клинической психологии.
В рамках курса анализируются классические и современные подходы к определению понятий «стресс» и «психическая травма»; обсуждается многозначность определений, феноменологических описаний и теоретико-методологических подходов к исследованию стресса и психической травмы как отражение сложности проблемы. Решаются задачи соотнесения моделей стресса и психической травмы, накопленных в различных теоретических подходах и методологических традициях: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциональной психологии, а также в психофизиологии и медицине. Обсуждается необходимость и специфика изучения проблемы стресса в клинико-психологическом контексте, а также значение клинико-психологических исследований проблемы стресса и психической травмы для теории и практики общей психологии и других разделов психологической науки.
Подробно анализируются методологические принципы исследования проблемы стресса и психической травмы в клинической психологии: принцип развития и принцип системности, а также необходимость соблюдения данных принципов для описания психологических особенностей людей, имеющих опыт переживания разнообразных стрессовых событий; получения представлений о факторах, влияющих на успешность преодоления травматических переживаний и стрессовых ситуаций; выделения психологических механизмов симптомообразования у лиц, имеющих опыт переживания стрессовых событий; для аргументации подходов к психологической диагностике и оказанию им психологической помощи.
Подробно обсуждаются основные психологические феномены стресса: стрессовые события (стрессоры) и их типы; факторы, влияющие на стрессовое переживание; типы стрессовых реакций. Анализируются понятия «нормальных» и «патологических» стрессовых и постстрессовых реакций; стадии их развития; проявление на социально-психологическом, психологическом (ценностно-личностном, поведенческом, когнитивном, эмоциональном), психофизиологическом и физиологическом уровнях. Рассматриваются реакции на травматические события, выделяемые в МКБ-10 и DSM-V в качестве расстройств: острые реакции на стресс, реакция горя, расстройства адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство, хронические изменения личности после переживания катастрофы; другие расстройства и реакции.
Студенты получают представление о специфике психологической работы с лицами, имеющими опыт переживания стрессовых событий и травматический опыт. У них формируются навыки клинико-психологической диагностики психических состояний лиц с опытом переживания стрессовых событий. Они знакомятся с основными принципами и подходами к оказанию психологической помощи лицам с травматическим опытом.
Результатом освоения программы курса является формирование у студентов системы компетенций в соответствии с задачами профессиональной деятельности клинических психологов. В рамках предлагаемой программы студенты должны получить знания, выработать умения и навыки, объем и структура которых сопоставимы с программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах.
_____________________________________________________________________
Краткое описание программы учебной дисциплины на английском языке
The course aims to develop students' knowledge about the main theoretical and methodological, scientific and practical aspects of the study of stress in clinical psychology.
The course examines classic and modern approaches to the definition of the terms "stress" and "trauma"; it considers the ambiguity of definitions, phenomenological descriptions and theoretical and methodological approaches to the study of stress and psychological trauma engendered by the very complexity of the issue. It accomplishes the task of correlation between the patterns of stress and trauma, accumulated in various theoretical approaches and methodological traditions: Psychoanalysis, Cognitive Psychology, Humanistic and Existential Psychology, as well as in medicine and neuroscience. It brings forward the importance and specific character of the study of stress within the clinical and psychological context and its far-reaching effect on clinical and psychological research on the problem of stress and trauma for the theory and practice of general psychology and other branches of psychology.
It suggests a detailed analysis of methodological principles employed in clinical psychology for research of stress and trauma: the principle of development and the principle of systematicity. A particular importance of these principles is reserved for description of psychological characteristics of people who experience a variety of stressful events; for gaining an insight into the factors that advance overcoming traumatic experiences and stressful situations; for highlighting the psychological mechanisms of symptoms formation in individuals with an experience of stressful events; for validation of approaches to psychological diagnostics and provision of counseling.
The course provides an exhaustive consideration of basic psychological phenomena of stress: stressful events (stressors) and their types, factors that have effect on the experience of stress, types of stress reactions. It gives the analysis of such notions as "healthy" and "pathological" stress and post-stress reactions; stages of their development, and manifestation on various levels - psychological (value personal, behavioral, cognitive, emotional), psychophysiological and physiological, or the level of social psychology. We consider the reaction to traumatic events registered in the ICD -10 and DSM-V as disorders: acute stress disorder, post-traumatic stress disorder, complicated grief disorder, adjustment disorders, enduring personality change after catastrophic experience, and other disorders.
Students gain the insight into specificity of psychological aid to the people that suffered stressful life events or have a certain traumatic experience, acquiring skills of clinical and psychological diagnostics of mental states of people with an experience of stressful events. They get acquainted with the basic principles and approaches to the provision of psychological counseling of people with traumatic experiences.
Accomplishment of the course provides development of students’ competence in accordance with the objectives of professional clinical psychologists. Within the presented program, students are supposed to acquire knowledge and develop skills, the scope and structure of which correspond to the programs implemented in leading foreign universities.