Описание:АННОТАЦИЯ: Курс нацелен на то, чтобы помочь слушателям не только узнать, что представляет собой диалектический метод, но и научиться основам его применения в научных исследованиях и при формировании собственной позиции как профессионала, чтобы обеспечивать устойчивость перед инструментами социального манипулирования.
Курс опирается на диалектический метод, примененный в «Капитале» Карла Маркса и развиваемый в работах таких представителей социально-философской мысли, как Э.В. Ильенков, С.Н. Мареев, Б. Оллман, и других исследователей, показывающих диалектику общественного развития XXI века.
Диалектический метод позволяет исследовать и понять общественные явления целостно, в их противоречиях, выделить сущность и закономерности и отличить их от мифов и мороков превратных (превращенных) форм, создаваемых с помощью различных инструментов социального манипулирования.
В рамках изучения каждой темы слушатели смогут ознакомиться с примерами применения диалектического метода для исследования конкретных социально-экономических явлений. В том числе особое внимание будет уделено диалектике трансформаций социально-экономических систем, подразумевающей нелинейность и мультисценарность, проблеме выработки критериев социально-экономического развития и общественного прогресса и др.
Авторы курса уделяют особое внимание дискуссиям, аргументам и контраргументам ведущих ученых по рассматриваемым в курсе проблемам.
Основная цель изучения курса – сформировать у студентов представление об основных характеристиках диалектического метода и возможностях его применения в научных исследованиях и для формирования самостоятельной позиции и выработки устойчивости перед инструментами социального манипулирования.
Задачи курса:
- показать причины и следствия вытеснения диалектического метода традиционным позитивизмом и постмодернистской деконструкцией в условиях кризиса «больших нарративов»;
- ознакомить студентов с аргументами, которые свидетельствуют об ограничениях позитивистского метода и определяют востребованность применения диалектического метода для исследования социально-экономических явлений и наиболее сложных, развивающихся систем;
- сформировать у студентов представление об основных категориях и понятиях современного диалектического метода;
- ознакомить студентов с основными положениями работ ведущих исследователей, применяющих диалектический метод для исследования социальных явлений в XX и XXI вв.;
- ознакомить студентов с примерами использования основных положений и категорий диалектического метода для анализа социальных тенденций, выявления закономерностей социально-экономического устройства современного мира;
- сформировать у студентов представление о способах применения диалектического метода в научных исследованиях и при формировании собственной позиции как профессионала и гражданина, а также о потенциале диалектического метода для формирования устойчивости перед инструментами социального манипулирования.
Учебный курс является интерактивным, он подразумевает активное вовлечение слушателей в обсуждение лекционного материала. Курс включает в себя не только лекции, но и кейс-стади современных проблем, мозговые штурмы, приглашение студентов на международные научные конференции и научные семинары, проходящие в течение семестра.
В основу курса положен существенно обновленный и переработанный межфакультетский курс «Практическое освоение диалектического метода: от “Капитала” К. Маркса к “Диалектической логике” Э. Ильенкова и “Танцам диалектики” Б. Оллмана». Курс учитывает опыт, накопленный авторами в процессе чтения в МГУ курсов «Философские проблемы социально-экономического развития», «Современная марксистская философия», «Политическая экономия», «Экономические трансформации в современном мире» и мн. др., а также в ходе участия в дискуссиях на международных научных семинарах, в том числе на площадках зарубежных университетов (Университет Кембриджа, Пекинский университет, Университет Фудань в Шанхае и др.).
Основой сдачи зачета является участие в интерактивных диалогах в течение семестра и/или подготовка реферата/эссе по одной из тем курса.