Описание:Учебный курс «Основы телемедицины и электронное здравоохранение» для специалистов
Кафедра экологической и экстремальной медицины
факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва
(зав. кафедрой академик РАН и РАМН, профессор Григорьев А.И.)
Проблема создания и эксплуатации универсальных телемедицинских систем исторически неразрывно связана с космической медициной, имеющей большой опыт в разработке и применении биотелеметрических систем [1-4]. Всю последующую историю развития космонавтики оценка текущего состояния экипажа в условиях космического полета, формирование прогнозов, коррегирующие воздействия и контроль их эффективности проводились наземным медицинским персоналом на основании информации, получаемой дистанционно, с использованием телеметрических методов исследования и бортовых лечебно-профилактических средств. Дальнейшее развитие на основе современных информационно-коммуникационных технологий системы телемедицинского обеспечения пилотируемых полетов является одним из приоритетов повышения эффективности медицинского сопровождения экипажей современных и перспективных космических программ. Работы в области космической телемедицины ведутся в настоящее время Россией в тесной международной кооперации применительно к Международной космической станции и предстоящей пилотируемой экспедиции на Марс.
Актуальность внедрения в практическое здравоохранение технологий, используемых в медицинском обеспечении пилотируемых космических полетов, впервые в России была продемонстрирована во время серии телемедицинских «мостов», осуществленных под эгидой советско-американской рабочей группы по космической биологии и медицине [11,12,14]. Особенно интересен опыт практического оказания телемедицинской помощи пострадавшим от землетрясения в Армении в 1988 г. и взрыва газопровода в Уфе в 1989 г. Этот проект войдет в историю не только как начало широкого применения телемедицины в нашей стране, но и как первый в мире опыт международного применения телемедицины в чрезвычайных ситуациях [11, 14].
Дальнейшим развитием российско-американского проекта, реализованного Учебно-исследовательским Центром космической биомедицины, являлась популяризация применения телемедицины в наземных условиях, демонстрация использования для нужд телемедицины надежных, менее затратных, таких как Интернет, технологий [15], была создана база подготовки основам телемедицины студентов медицинских вузов [13].
С 1996 года на факультете фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова функционирует кафедра экологической и экстремальной медицины, возглавляемая академиком РАН и РАМН, профессором Григорьевым А.И. С момента формирования кафедры и вплоть до настоящего времени заведующим кафедрой ставятся следующие задачи перед сотрудниками.
1. Активно разрабатывать инновационные подходы к педагогическому процессу [5] .
2. Обеспечить эффективное и комплексное преподавание экологии, экстремальной медицины, телемедицины и сопряженных дисциплин для студентов-медиков Московского университета [7].
Необходимо отметить, что в середине 90-х годов прошлого века использование телемедицинских технологий в образовательном процессе носило зачастую бессистемный характер. Большинство преподавателей медицинских вузов рассматривали телеобучение лишь в контексте наиболее быстрого способа контакта с удаленной аудиторией, подразумевая скорость передачи информации в качестве доминанты телеобразования. Другие в первую очередь обращали внимание на эффективность телемедицины в увеличении объема знаний, необходимых учащимся.
Действительно, компьютерные технологии позволяют существенно уменьшить пространственно-временные ограничения в педагогическом процессе. Весь процесс телеобучения можно кратко охарактеризовать как формирование с помощью новых технологий устойчивого и насыщенного информационного потока от источника к потребителю знаний.
Современные технологии снимают все ограничения на насыщенность этого своеобразного вектора знаний, то есть объем медицинской информации, переданной от учителя к ученику, может быть сколь угодно велик.
Такой односторонний подход к медицинскому телеобучению, то есть рассмотрение телеобразования только как технологии, приводит к тому, что, как правило, образовательный потенциал уникальных телемедицинских технологий в преподавании клинических дисциплин искусственно занижался. Во многом это было обусловлено отсутствием программы обучения по телемедицине.
Таким образом, одной из первоочередных задач кафедры экологической и экстремальной медицины было создание программы обучения по телемедицине. Под руководством А.И. Григорьева такая программа была создана в кратчайшие сроки и уже в 1997-98 учебном году начались занятия студентов 3-го по элективным дисциплинам «авиакосмическая медицина» и «телемедицина» в объеме 36 учебных часов каждая. Впоследствии по результатам этих курсов были изданы несколько учебных и учебно-методических пособий [8-10].
Попробуем проанализировать и определить основные принципы подготовленной учебной программы.
Безусловно, проблема телемедицинского обучения гораздо шире, чем простое внедрение компьютерных приложений в медицинскую практику. Наличие определенных системных признаков, таких, как, например, выделение двух фаз (интенсивной и экстенсивной) в телемедицине по своей сути является проявлением общенаучного концептуального подхода, который позволяет соответствующим образом разрабатывать достаточно гибкие программы обучения.
С педагогической точки зрения разумнее рассматривать современную телемедицину как собирательную дисциплину, включающую в себя анализ основных инструментальных методов специальных клинических предметов (нефрология, кардиология, ревматология и др.) и подразумевающую в итоге овладение навыками и принципами универсальной работы врача с пациентом.
В случае ориентации на телемедицину как на синтетическую дисциплину, а не технологию, неизбежно возникает необходимость пересмотреть и стандартизовать весь процесс телемедицинского обучения в соответствии с новым определением [7,13,15].
Прежде всего, при организации телемедицинских курсов необходимо учитывать способность учащихся воспринимать предложенный материал. Как правило, учебные группы отличаются разнородностью по базовой подготовке.
Не редки случаи, когда уровень профессионального медицинского знания значительно выше умения использовать компьютер в повседневной практике.
Возможны и ситуации, в которых владение компьютером для большинства в аудитории является первичным, а врачебные навыки минимальны.
Оптимальным решением этой проблемы, на наш взгляд, будет такой методический подход, когда преподаватель достаточно быстро сумеет перестроить исходный материал, подстраиваясь под уровень аудитории. Это так называемое правило пластичности телемедицинского образования.
Для практической реализации правила пластичности в учебном процессе было предложено [13,15] разбивать весь значимый материал на три взаимозаменяемые тематических блока, насыщенность каждого фактическими данными может варьироваться в зависимости от разнородности аудитории. Такими методическими блоками могут быть, например: а) технические средства для удаленного консультирования; б) принципы диагностики в случае пространственной разобщенности врача и пациента; в) типы и виды телемедицинской помощи в клинической практике.
Конечно же, это не единственное решение проблемы, однако предложенный подход позволил достаточно эффективно проводить занятия по телемедицине как самостоятельной (синтетической) дисциплине для студентов факультета фундаментальной медицины МГУ (ФФМ МГУ) на протяжении более, чем десяти лет.
Кроме того, исходя из пластичного подхода к методической базе обучения, удалось сформировать целый ряд специальных телемедицинских учебных курсов. К таковым можно отнести: телемедицинские технологии в космической медицине, удаленный мониторинг амбулаторных пациентов, дистанционная врачебная помощь в условиях экологических катастроф и бедствий, принципы составления электронной истории болезни, основы работы с мобильными телемедицинскими комплексами, оптимизация инструментария телемедицинского рабочего места, подходы к решению проблем защиты медицинской информации, экономическая оценка телемедицинских услуг и другие.
В ходе методической проработки материала соответствующих курсов сотрудники кафедры экологической и экстремальной медицины ФФМ МГУ учитывали, что телемедицина всегда являлась и является маркером текущего состояния компьютерных технологий, а информационная ситуация в мире постоянно меняется, следовательно в задачи специальных телемедицинских курсов постоянно надо вносить соответствующие корректировки.
Во время проведения разнообразных специальных телемедицинских курсов была также подмечена интересная закономерность, которая заключалась в том, что успешное освоение всего учебного материала студентами всегда совпадает с умением подготовить в электронном виде данные инструментального медицинского обследования (рентгено- и томограммы, ЭКГ и ЭЭГ).
В связи с этим, нам представляется логичным, что правило пластичности телемедицинского образования должно всегда использоваться наряду с принципом универсальности, то есть сопровождаться использованием общих педагогических приемов, независимо от конечной цели и назначения телемедицинских курсов. Для любых телемедицинских курсов таким общим звеном, безусловно, может быть отработка стандартных приемов перевода в электронный вид собранных данных о текущей клинической картине заболевания.
Другой проблемой, с которой приходится сталкиваться врачам-преподавателям при проведении циклов телеобучения является соотношение теоретического и практического акцентов во время представления учебного материала.
На наш взгляд, отличительной особенностью современной практической телемедицины является то, что она позволяет оптимизировать помощь больному in situ. Ярким подтверждением этому служит интенсивное внедрение в практическое здравоохранение мобильной и домашней телемедицины [10].
Конечно же, уровень телемедицинской практики зависит от специальных медицинских знаний аудитории, то есть существует жесткая зависимость между учебным планом и практической телемедициной.
В случае преподавания в медицинских вузах представляется оптимальным включать специальные телемедицинские предметы в программу обучения не раньше 8-10 семестров, поскольку именно к этому времени студенты-медики активно включаются в клиническую подготовку[7, 9, 12, 15] .
В отличие от практической части, акцент на теоретическую составляющую телемедицины позволяет помочь уже дипломированному медицинскому работнику в повышении собственной квалификации.
Основным критерием эффективности преподавания того или иного предмета всегда была и будет итоговая оценка успеваемости обучающихся. Таким образом, вполне логично, что продолжением программы обучения по телемедицине стала концепция видеоэкзамена [6, 15].
В случае телемедицины и сопутствующих дисциплин видеоэкзамен предлагается проводить по следующим направлениям оценки знаний учащихся.
1. Демонстрация навыков обработки данных клинического обследования. Это направление позволяет оценивать не только уровень овладения компьютерными приложениями в медицине, но и навыки в общеклинической подготовке.
2. Стандартизация данных и электронная история болезни. Составляя экзаменационные вопросы по данной теме, всегда можно предусмотреть скрытую оценку знаний по специальным клиническим дисциплинам.
3. Наиболее распространенные симптомокомплексы и телеконсультации. Чисто практическая тематика, которая вместе с тем раскрывает способности учащегося к самостоятельной работе.
4. Медицинские видеоконференции. Сюда по желанию преподавателя можно включить и такие актуальные телемедицинские вопросы, как защита медицинской информации, юридические аспекты и экономическое обоснование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газенко О.Г., Какурин Л.И., Кузнецов А.Г. Космические полеты на кораблях “Союз”: Биомедицинские исследования. М.: Наука, 1976. 272 с.
2. Григорьев А.М., Баевский Р.М. Концепция здоровья и проблема нормы в космической медицине. М.: Фирма “Слово”, 2001 . 96 с.
3. Григорьев А.И., Сыркин А.Л., Логинов В.А. и др. Учебно-методические аспекты преподавания телемедицины в МГУ // Тезисы докладов Международной конференции высокоскоростные коммуникации для науки и образования, Москва. 1997. С. 30.
4. Григорьев А.И., Логинов В.А. Использование информационных технологий космической медицины в преподавании телемедицины // Российский гастроэнтерологический журнал. 1998. № 2. С. 3.
5. Логинов В.А., Орлов О.И. Стратегия и тактика телемедицинского преподавания экстремальной медицины // Материалы российской конференции организм и окружающая среда, Москва. 2000. Т. 1. С. 259.
6. Логинов В.А., Григорьев А.И., Орлов О.И. Концепция телемедицинского видеоэкзамена // Тезисы докладов 3-го ежегодного симпозиума по телемедицине, Москва. 2000. С. 34.
7. Логинов В.А., Орлов О.И., Григорьев А.И. Методологические подходы к использованию телемедицинских технологий в преподавании медицинской экологии и космической медицины // Авиакосм. и эколог. медицина. 2000. Т. 34. № 6. С. 65.
8. Григорьев А.И., Орлов О.И., Логинов В.А. и др. Клиническая телемедицина // М.: фирма «Слово», 2001. 144 с.
9. Логинов В.А. Беседа о медицинском телеобучении // Медицинский вестник. 2001. № 8 (171). С. 9.
10. Черников В.П., Орлов О.И., Логинов В.А. Современная аппаратная база домашней и мобильной телемедицины. Обзор ресурсов Интернета // Серия «Практическая телемедицина» под ред. Григорьева А.И. Выпуск 1. М.: фирма «Слово», 2001. 44 с.
11. Angood P.B., Doarn C.R., Holoday L., Nicogossian A.E., Merrell R.C. The spacebridge to Russia project: Internet-based telemedicine // Telemed. J. 1998. 4 (4): 305-311.
12. Buravkova L.B., Grigoriev A.I., Buravkov S.V., Loginov V.A. Telemedicine education program for medical students: from space telemetry to earth medicine // Abstracts of the Third international symposium: Space and the global village teleservices for the 21st century, Strasbourg. 1998. P. 20.
13. Grigoriev A.I., Loginov V.A., Buravkov S.V. et al. Telemedicine and environmental medicine in Russia: a first step in basic medical education // 12th Man in Space Symposium Washington DC. Abstracts. 1997. P. 25.
14. Holloway H.C., Nicogossian A.E., Stewart D.F. (eds.); Dervay J.P., Doarn C.R., Teeter R. (co-eds). First International Telemedicine / Disaster Medicine Conference: Proceedings. NASA Publication NP-107. Washington, DC: NASA Headquarters, 1993. 143 р.
15. Loginov V.A. Telemedicine as a training course // Proceedings of ITU sub-regional seminar on telemedicine, Moscow. 2000. P. 203.
По материалам курса совместно с нижегородской медицинской академией издано электронное учебно-методическое пособие:
Вопросы преподавания телемедицины и электронного здравоохранения: учебно-методическое пособие под общ. ред. проф. И.А. Камаева
Леванов В.М., Орлов О.И., Логинов В.А., Переведенцев О.В., Сергеев Д.В.
место издания Издательство Нижегородской государственной медицинской академии Нижний Новгород, 2014, ISBN 978-5-7032-0973-8, 712 с.