Описание:В предлагаемом спецкурсе художественная литература (поэзия, проза, драматургия-театральная и кино-теле-сценарная) рассматривается в социологической системе координат как итог взаимодействие Писателя - Читателя - Издателя. В центре внимания -создание литературного произведения (текста) автором, представляющим определенную социальную страту и выражающим в художественной форме бытующие в социуме жизненные ценности, ценностные приоритеты. Восприятие художественных текстов читателями также определяется ценностными ориентациями населения, дифференцированными в соответствии со сложившейся социальной структурой и наличными социальными ситуациями. Доступность художественных текстов для читателей детерминируется особенностями Издателя в разных социально-политических устройствах общественно-государственной организации (в царской, советской и постсоветской России). Отмечается идеологическая и маркетинговая заданность в создании и функционировании художественных произведений. Специфика литературных текстов проявляется в социальной типологизации, в художественных образах и в сюжетных линиях. Социологический анализ художественных текстов направлен во-первых на типологизацию героев произведений, на осуществление так сказать переписи персонажей, представляющих преобладающие социальные типы. Различие "героев нашего времени" в различные социально-исторические периоды и эпохи характеризует направленность ценностных приоритетов общества. Во-вторых, социологический анализ фреймов углубляет понимание действий героев через типизацию определения ими социальных ситуаций и позволяет выявлять наиболее распространенные линии социального поведения персонажей. В-третьих, контент-анализ литературных текстов (и особенности его применения в поэтических, прозаических и драматургических произведениях) позволяет получить на основе интерпретации эмпирических референтов социологическую картину социального мира. В-четвертых, специальные процедуры, основанные на технике СД "семантического дифференциала" позволяют в рамках- социопоэтики объяснить некоторые аспекты творческого процесса -создания художественных текстов (стихотворений). При чтении спецкурса будут в рамках социологического подхода анализироваться наиболее популярные художественные тексты в современных научных дискуссиях (Л.Толстой. Крейцерова соната. Замятин. Мы. О.Хаксли. О дивный новый мир. Орвелл. 1984. Джеймс.Дитя человеческое. М.Этвуд. Рассказ служанки и др., а также материалы контент-анализа русской прозы Х1Х-ХХ вв., детской поэзии ХХ столетия, русской поэзии ХХ века).