Описание:
Дисциплина «Управление некоммерческими организациями» входит в цикл профессиональной подготовки вариативной части ОПП направления «Государственное и муниципальное управление». Курс связан с рядом профессионально-ориентированных дисциплин: Социология управления, Теория организаций, Стратегический менеджмент, Инновационный менеджмент, Управление в социальной сфере, Управление проектами, Финансовый менеджмент.
курс – 3
семестр – 5
зачетных единиц –2
академических часов -36, в т.ч.:
лекций – 18 часов
семинарских занятий – 18 часов
форма промежуточной аттестации: нет
форма итоговой аттестации – зачет.
Планы лекций.
Тема 1. Понятие некоммерческого сектора общества.
Понятие некоммерческого сектора, специфика подходов к его определению (экономический, социологический, правовой подходы). Соотношений понятий «третий сектор» и «некоммерческий сектор».
Основные тенденции развития некоммерческого сектора в России и за рубежом.
Тема 2. Институциональная структура некоммерческого сектора общества.
Некоммерческие организации как способ структурирования некоммерческого сектора общества. Сравнительная характеристика коммерческих и некоммерческих юридических лиц в России.
Характеристика организаций отдельных организационно-правовых форм (общественные организации, общественные движения, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц и т.д.).
Тема 3. Сущность и специфика управленческой деятельности в некоммерческой организации.
Основные особенности управленческой деятельности в некоммерческой организации. Особенности позиции руководителя. Менеджеры некоммерческих организаций как социальная группа: социологическая перспектива.
Возможности применения основных подходов к анализу управленческой деятельности в некоммерческих организациях (микроанализ, эмпирический анализ, подход с позиций психологической теории деятельности, ролевой, дименсиональный, нормативный, функциональный подходы).
Способности: общая характеристика. Способности к управленческой деятельности: подходы к классификации. Менеджерские характеристики (биографические и личностные качества). Общеорганизационные способности. Оценка деловых качеств менеджера некоммерческой организации.
Тема 4. Специфика отношений руководства и лидерства в некоммерческих организациях
Специфика ролей менеджера в некоммерческой организации. Природа лидерства в некоммерческой организации: личностные качества и поведение. Лидер и менеджер. Подходы к изучению лидерства.
Возможности применения концепций лидерства в некоммерческих организациях (традиционные, ситуационные, концепции атрибутивного лидерства, харизматического лидерства, преобразующего лидерства).
Тема 5. Особенности планирования и целеполагания в некоммерческих организациях
Особенности содержания планирования в государственных и негосударственных некоммерческих организациях. Этапы внутриорганизационного планирования. Стратегическое планирование. Области выработки стратегии. Выработка стратегии некоммерческой организации.
Особенности содержания целеполагания в разных типах некоммерческих организаций. Взаимосвязь целеполагания и планирования. Миссия организации. Цели деятельности некоммерческих организаций. Установление целей организации.
Тема 6.Ресурсное обеспечение некоммерческих организаций.
Определение понятия «фандрайзинг». Источники формирования имущества некоммерческой организации (членские взносы, взносы учредителей или собственников, доходы от реализации услуг (товаров) организации, финансирование из средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, из бюджетных источников субъектов федерации, из местных (муниципальных) бюджетов, гранты или техническая помощь от иностранных НКО, международных организаций и правительств иностранных государств, гранты от российских фондов, трансферты от других российских НКО, спонсорская поддержка от иностранных коммерческих компаний и от российских коммерческих компаний, добровольные взносы и пожертвования частных лиц, средства фондов местных сообществ (местных грантодающих организаций).
Место стратегии привлечения средств в общей стратегии организации. Разработка планов деятельности по привлечению средств. Технологии привлечения средств
Тема 7. Оценка эффективности менеджмента некоммерческой организации
Экономические и социальные эффекты менеджмента в некоммерческой сфере. Показатели экономической эффективности. Оценка предпринимательской деятельности в некоммерческой сфере. Показатели социальной эффективности. Социальный индекс Вайсброда. Социальная рентабельность. Показатель чистой приведенной социальной стоимости.
Особенности мотивирования и мотивационного процесса в некоммерческих организациях. Методы мотивации сотрудников и добровольцев. Особенности привлечения и управления добровольцами. Возможности применения теорий содержания мотивации и теорий процесса мотивации к анализу в некоммерческих организациях. Оценка качества работы сотрудников и добровольцев как инструмент мотивации.