Описание:Основной функцией публицистики, как известно, является сообщение информации. Но публицистика как тип дискурса этим не ограничивается. Под дискурсом подразумевается когнитивный процесс, отражение мышления средствами конкретного языка с учетом экстралингвистической реальности.
Будучи когнитивным процессом, дискурс включает в себя особенности представления и подачи информации, а также особенности ее восприятия. Это означает, что особенности определенного национального дискурса можно проследить и на примере конкретного издания.
Уже признанным фактом является то, что для адекватного понимания сообщаемой информации необходимо совпадение так называемых когнитивных баз, или фоновых знаний, участников коммуникации, т.е. наличие определенных знаний и представлений, характерных для членов данного национального языкового сообщества.
Это предполагает также точное представление о целевой аудитории, для которой предназначено то или иное издание.
Под публицистикой очень часто понимается так называемая «качественная пресса» (qualitypress). Выбор качественной прессы для анализа обусловлен не только тем, что она предлагает информацию о различных аспектах жизни во всем мире, но и обеспечивает образцы приемлемого языкового употребления. Но все многообразие современных печатных СМИ несводимо только к качественной прессе. Нельзя игнорировать и наиболее массовые виды прессы, такие как «глянцевые» издания и даже таблоиды, ибо их востребованность массовой аудиторией отражается в стратегиях подачи информации и используемых языковых приемах.
Отбор материала для чтения, анализа и изучения происходит уже на этапе просмотра заголовков статей того или иного издания. При этом заголовки скорее ориентированы на восприятие, чем являются заявкой об определенной информации, содержащейся в статье. Поэтому анализ языковых особенностей заголовков достоин особого внимания.
Жанровое своеобразие статей предполагает анализ их дискурсивных характеристик.
Предметом обсуждения является также сопоставление английского и русского дискурса публицистики и попытка определения их «национальной принадлежности».
Таким образом, публицистический дискурс не является только текстовой структурой, а представляет собой сложное явление, учитывающее и экстралингвистическую ситуацию, и характеристики участников коммуникации, и различные стратегии, лежащие в основе производства новостей, а также их соответствующее языковое оформление.