Описание:
Спецкурс посвящен философскому взгляду на психиатрию как на науку и на психическую болезнь как на объект этой науки и как на феномен, имеющий самостоятельную ценность.
Сначала психиатрия исследуется с точки зрения философии науки. Предварительно дается набросок основных тем, которые должна изучать философия науки. Приводится обзор взглядов на психиатрию в философии, истории науки и в самой науке. Анализируются два вида психиатрии – физиологический и психологический. Рассматриваются отношения психиатрии и социума, подробно анализируется феномен коммерческой психиатрии и ее связи с современной культурой. Особое внимание уделяется проблеме нормы. Рассматриваются культурные и исторические изменения нозологических форм. Анализируются понятия психиатрической нозологии: симптом, синдром, болезнь; задача узнавания симптомов ставится в соответствие с задачей распознавания образов, в связи с чем рассматривается роль языка и уже существующего знания; обосновывается разделение синдромов на понимаемые и непонимаемые.
Затем подробно разбираются две нозологические единицы психиатрии: шизофрения и ранний детский аутизм. Рассматриваются психологические, "понимающие" теории шизофрении и аутизма. Исследуется вопрос, что может дать анализ патологического состояния для понимания человеческой природы в норме.
Обосновывается взаимная зависимость воли и интеллекта в мышлении: только при нормальном уровне воли интеллект справляется с упорядочением мышления. Особое внимание уделяется вопросам теории субъектности: проблеме цельности Я, эгоцентрической и эксцентрической позициям, связи аутизма с расщепленностью сознания и речи, горизонтной структуры сознания в норме и патологии. Подробно анализируется вопрос о связи социальности и речи с формированием эксцентрической и горизонтной (нормальной) структуры субъекта, и выдвигается ряд патопсихологических гипотез о роли нарушений социальности и речи в недостаточном формировании нормальной структуры сознания при аутизме, как шизофреническом, так и раннем детском. Также анализируется проблема свободы субъекта в норме и патологии.