Описание:Целью освоения дисциплины «Антропология» является ознакомление студентов с терминологией, теоретической и практической сторонами биологической антропологии, а также изучение антропогенеза, морфологии и этнических особенностей человека с учетом его биосоциальной сущности. Задачами курса являются формирование у студентов представлений о морфологической и социальной эволюции человека, его возрастных и конституционных характеристиках, понимания целостного системного представления о теоретических основах биоантропологии, формировании психики человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, об образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, развивать у студентов научный подход и научное мышление. Для изучения этого курса необходимы знания по биологии и географии в пределах школьной программы. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные термины и понятия, использующиеся в антропологии; основные положения эволюционной истории современного человека и его биологических предшественников, а также популяционное (расовое) и индивидуальное (конституциональное и пр.) разнообразие человека. Уметь: ориентироваться в биологической истории человека, проблемах истоков, прародины, расселения человечества по ойкумене, его расовой, экологической и конституциональной дифференциации, объяснить социальную историю человечества и происхождение орудийной деятельности. Владеть: понятийным аппаратом антропологии; положениями биологической антропологии при междисциплинарном взаимодействии теоретических и практических дисциплин гуманитарного и естественного знаний.
Дисциплина состоит из 5 разделов: введение, антропология – наука о человеке; эволюционная антропология, антропогенез; возрастная антропология, индивидуальное развитие человека; конституция человека как комплексная биомедицинская проблема; популяционная и этническая антропология. Разделы включают в себя 9 тем: антропология – наука о человеке; этапы филогенетического развития человека; представители рода «человек», социальные аспекты происхождения человека; общая характеристика постнатального онтогенеза человека, особенности развития человека на современном этапе; факторы и критерии роста и развития в постнатальном онтогенезе; морфологическая (соматическая) конституция; психологические, медицинские и экологические аспекты конституции; популяционный полиморфизм и географическая изменчивость человека; географическая и популяционная политипия человека.