Описание:Способы воздействия на сознание аудитории. Языковое воздействие: открытое и скрытое. Язык как средство конструкции и реконструкции истории, язык как средство воздействия на общество.
Термины, определяющие различные виды языкового воздействия: риторика, манипулирование сознанием, пропаганда, языковая демагогия, брейнуошинг, нейро-лингвистическое программирование, суггестия, пиар. Разграничение терминов.
Изучение языкового воздействия в научной литературе. Филологические, политологические, социологические и психологические предпосылки изучения языкового воздействия на общественное сознание. Теоретические основы изучения языкового воздействия на сознание в истории языкознания: проблемы онтологии языка: исследования, посвященные соотношению языка и речи; исследования о восприятии языкового знака; исследования по проблеме языка и общества.
Средства массовой информации: классификация. Новые виды СМИ и новые форматы взаимодействия с аудиторией. Событие и повестка дня. Инфоповод. Гражданская журналистика. Взаимовоздействие СМИ и гражданской журналистики.
Теории информационного общества.
Массовая коммуникация. Массовая аудитория. Толпа, народ, масса. Основные теории массовой коммуникации: авторитарная, либертарианская, социальной ответственности, советская, медиа периода развития, демократического участия. Теории игры, диффузии инноваций, информационной насыщенности, критической массы, массового общества, медиазависимости, обретения пользы, подкрепления, свертывания материалов печати, социального научения, социального присутствия, среднего уровня. Воздействие на массовую аудиторию: теория конвергенции, распространения, неожиданности, защиты.
Литература:
Тард Габриель. Мнение и толпа // Психология толп. — М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999. — (Библиотека социальной психологии.)
Н.Н. Богомолова. Социальная психология массовой коммуникации
Г.П. Бакулев. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции.
Лебон Гюстав. Психология народов и масс.
Московичи Серж.
Теоретические основы изучения языкового воздействия на сознание в истории языкознания: проблемы онтологии языка: исследования, посвященные соотношению языка и речи; исследования о восприятии языкового знака; исследования по проблеме языка и общества.
Стилистическое своеобразие языка СМИ.
Референция и композиция как фундаментальные основы языкового воздействия на сознание. Способы выявления манипулирования в текстах СМИ.
Способы языкового воздействия на сознание. Язык социально–психологического воздействия (манипуляционный язык) в текстах западной и российской массовой информации как четкая структурированная система коммуникации, обладающая необходимым инструментарием на всех уровнях языка: от слога до текста.
Лексические способы языкового воздействия на сознание. Виды значения слова.
Лексико–семантическая вариативность (синонимия).
Эвфемизмы и дисфемизмы: устойчивые изменения семантического поля слова.
Семинар: разбор пройденных приемов на материале текстов СМИ
Изменение ассоциативного поля слова. Частота употребления слова как фактор модификации ассоциативного ряда. Нагнетание эмоционально маркированных эпитетов, повторов и т.д. Упрощение. Введение исторических параллелей через имена собственные.
Прагматически нагруженные лексические группы. Овеществление.
Семинар: разбор пройденных приемов на материале текстов СМИ
Интенционально скрытые смыслы. Абстрактные денотативно свободные слова.
Метафоры. Штампы. Мифы. Введение эксперта. Субъективная модальность. Опущение экспериенцера, пассивизация перформатива.
Семинар: разбор пройденных приемов на материале текстов СМИ
Синтаксические способы воздействия на сознание. Повтор. Параллельные конструкции. Градация.
Логико-риторические приемы воздействия на сознание: Подмена аргумента. Перенос смыслового акцента. Структурно-композиционное строение дискурса.
Семинар: разбор пройденных приемов на материале текстов СМИ
Взаимосвязь вербального и невербального способов воздействия на сознание.
Количественные параметры структурно-композиционного строения масс-медиального дискурса: способы контент-анализа.
Семинар: практический разбор контент-анализа.
Возможные результаты языкового манипулирования: деструктивное воздействие на сознание, формирование асоциального поведения реципиента, пропаганда противозаконных действий, изменение традиционной языковой картины мира в пределах определенной языковой культуры (современной России) и традиционной системы ценностей общества.
Концепция медийной грамотности. Информационная грамотность. Медийная критика.