Описание:Этот курс посвящён тому вечному, а, значит, и всегда актуальному, что несёт в себе отечественная интеллектуальная традиция. Россия рассматривается как особый культурно-исторический субъект, а русская философия как высшая форма его (субъекта) национального самосознания. Сверхзадача курса – определить, существует ли так называемая матрица русской культуры и, если существует, то каковы её главные характеристики и механизмы действия в различные периоды нашей истории. При этом автор данного курса, затрагивая довольно сложные теоретические проблемы, попытается по возможности избежать употребления специфической терминологии или найти ей общепонятные эквиваленты. Мы ответим на вопрос: из чего, когда и как возникла русская философия, какие этапы прошла в своём развитии, каковы её основные идеи и ходы мысли в контексте мировой, главным образом, европейской философии. Не вдаваясь в излишнюю детализацию, мы будем говорить о периоде примерно с середины ХI-го века вплоть до начала ХХ-го. Вниманию слушателей будут предложены наиболее интересные теоретические построения крупнейших отечественных мыслителей, авторские интерпретации их текстов, которые можно отнести к шедеврам русской философии. Они познакомятся, например, с таким интереснейшим феноменом русской культуры как масонство, с проективной философией воскрешения предков Н.Фёдорова, с метафизикой пола и любви мыслителей Серебряного века. Не порывая совсем с традициями классического академизма, автор данного курса, тем не менее, ставит перед собой творческую цель – показать, в чём конкретно заключается единство того многообразия, которое являет собой русская философия, и как возможно осуществить продуктивный синтез таких полярных течений нашей общественно-политической и философской мысли как западничество и славянофильство, радикальный демократизм и консерватизм, материализм и идеализм, наконец, марксизм с его воинствующим атеизмом и традицию свободного богомыслия русских религиозных философов. Автор попытается убедить своих слушателей, что наиболее прямой и естественный путь приобщения к миру культурных универсалий, к сфере ценностных абсолютов пролегает не просто через углублённое постижение своей национальной традиции, но через её творческое прочтение в контексте тех задач, которые ставит перед нами духовная ситуация времени.