Описание:Семинары являются частью учебного процесса. Семинарские занятия предназначены для активной самостоятельной групповой работы, когда студенты могут подготовить, обдумать поставленные перед ними проблемы, проверить свою позицию, услышать и обсудить другие.
Задачи семинарских занятий:
1) более основательное знакомство с историей России до XIX в. (на уровне мини-исследования), своеобразное погружение в эпоху, позволяющее исследователю приблизиться к ее сути, алгоритму, «дыханию», чтобы по возможности понять и оценить вещи, людей, их поступки и следующие за ними события не с точки зрения современности, но с позиций той эпохи (страны, религии, ментальности), которая является объектом их исследования;
2) работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения на семинаре;
3) формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение основной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее развития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
4) анализ поставленных проблем;
5) умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно по-лемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;
6) формирование установок на:
- творчество;
- диалог, внутренний и внешний;
- поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекающие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств;
- сознательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего выступления («говорить не по писанному, дабы дурь каждого видна была»), построенного на тезисном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо привести какие-то факты или цитату.