Описание:Программа учебного курса (обновленная и расширенная):
«МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
1. Музееведение и туризм как научная дисциплина.
1.1. Музееведение и туризм – научный смысл этого термина.
1.2. Определение предмета исследования.
1.3. Ключевые понятия музееведения, туризма и рекреации.
1.4. Музееведение и туризм как методы исследования.
1.5. Структура музееведения и туризма:
1.5.1. История музееведения и туризма.
1.5.2. Теория музееведения и туризма.
1.5.3. Источниковедение.
1.5.4. Прикладные направления музееведения и туризма.
1.5.5. Музееведение и туризм в системе наук о Земле.
1.5.6. Понятие и виды экстремального туризма. Усиление мер безопасности.
2. Научные и социальные направления деятельности музеев естественно-исторического профиля и кафедры туризма.
2.1. Музейная сеть и классификация естественно-исторических музеев и туризма.
2.2. Основные социальные функции естественно-исторических музеев и туризма..
2.3. Основные направления совместной научной работы музея землеведения МГУ и кафедры туризма.
3. Массовая идейно-воспитательная работа на базе учебно-научного музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ.
3.1. Цели и задачи, специфика массовой идейно-воспитательной работы.
3.2. Музейно-туристическая педагогика.
3.3. Виды и формы идейно-воспитательной работы в музее и туристических группах.
3.4. Популяризация идей туризма через информационную рекламу, экскурсионную и лекционную деятельность музеев.
3.5. Организация идейно-воспитательной и образовательной работы на единой информационной базе музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ.
4. Естественно-исторические музеи и кафедра туризма как совместные центры учебно-просветительной работы со студентами естественных специальностей МГУ им. М.В. Ломоносова.
4.1. Основные направления педагогической и просветительской работы музея землеведения МГУ и кафедры туризма.
4.2. Единство целей и задач основных направлений педагогической и просветительской работы музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ.
Подготовленная учебная программа состоит из 4-х самостоятельных блоков, тесно увязанных между собой единым направляющим стержнем – единством целей и задач основных направлений педагогической и просветительской работы Музея и кафедры рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ.
Первый блок включает определение Музееведения и туризма как самостоятельной учебно-научной дисциплины и дается подробное ее описание.
Во втором блоке рассматриваются научные и социальные направления деятельности музеев естественно-исторического профиля и кафедры туризма. На общем фоне естественно-исторических музеев и кафедры туризма подробно освещаются учебно-научные и воспитательные задачи Музея землеведения и кафедры туризма МГУ.
В третьем блоке представлен раздел о совместной массовой идейно-воспитательной работе кафедры туризма и Музея землеведения. Подробно расписаны совместные целевые функции и задачи учебно-научного процесса.
В четвертом блоке проводится идея о создании единого образовательного центра на базе естественно-исторических музеев и кафедры туризма.
В заключении приведена краткая историческая справка о Музее землеведения и о юбилейной дате – десятилетии кафедры туризма МГУ имени М.В.Ломоносова.
1.1. Музееведение – научный смысл этого термина.
1.2. Определение предмета исследования.
1.3. Ключевые понятия музееведения, туризма и рекреации.
1.4. Музееведение и туризм как методы исследования.
1.5. Структура музееведения:
1.5.1. История.
1.5.2. Теория.
1.5.3. Источниковедение.
1.5.4. Прикладные направления.
1.5.5. Музееведение и туризм в системе наук о Земле.
1.5.6. Понятие и виды экстремального туризма.
2. Научные и социальные направления деятельности музеев естественно-исторического профиля.
2.1. Музейная сеть и классификация естественно-исторических музеев.
2.2. Основные социальные функции естественно-исторических музеев.
2.3. Основные направления научной работы музея землеведения МГУ.
3. Массовая идейно-воспитательная работа на базе учебно-научного музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ.
3.1. Цели и задачи, специфика массовой идейно-воспитательной работы.
3.2. Музейно-туристическая педагогика.
3.3. Виды и формы идейно-воспитательной работы.
3.4. Популяризация идей туризма через информационную рекламу, экскурсионную и лекционную деятельность музеев.
3.5. Организация идейно-воспитательной и образовательной работы на единой информационной базе музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ.
4. Естественно-исторические музеи и кафедра туризма как совместные центры учебно-просветительной работы со студентами естественных специальностей МГУ им. М.В. Ломоносова.
4.1. Основные направления педагогической и просветительской работы музея землеведения МГУ.
4.2. Основные направления педагогической и просветительской работы кафедры туризма географического факультета МГУ.
4.3. Единство целей и задач основных направлений педагогической и просветительской работы музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ.
Подготовленная учебная программа состоит из 4-х самостоятельных блоков, тесно увязанных между собой единым направляющим стержнем – единством целей и задач основных направлений педагогической и просветительской работы Музея и кафедры рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ.
Первый блок включает определение Музееведения и туризма как самостоятельной учебно-научной дисциплины и дается подробное ее описание.
Во втором блоке рассматриваются научные и социальные направления деятельности музеев естественно-исторического профиля. На общем фоне естественно-исторических музеев подробно освещаются учебно-научные и воспитательные задачи Музея землеведения МГУ.
В третьем блоке представлен раздел о совместной массовой идейно-воспитательной работе кафедры туризма и Музея землеведения. Подробно расписаны совместные целевые функции и задачи учебно-научного процесса.
В четвертом блоке проводится идея о создании единого образовательного центра на базе естественно-исторических музеев и кафедры туризма.
В заключении приведена краткая историческая справка о Музее землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова.
Литература.
1. Рукин М.Д. Научно-образовательские технологии Музея землеведения МГУ и кафедры «Рекреационная география и туризм» МГУ имени М.В.Ломоносова. Издатель: C.-Петербург, Д.Ф.Р.К., 2012/, стр. 207-211. Труды VII Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования».
2. Рукин М.Д. «Единство целей и задач современного туризма во всех его ипостасях, в том числе и учебно-воспитательного и образовательного направлений деятельности музеев. М., МГУ имени М.В.Ломоносова, Географический факультет, апрель 2007 г. Труды II Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования».
3. Рукин М.Д. Когнитивные технологии экскурсионного показа планеты Земля. Материалы 5-й Международной конференции «Туризм и рекреации», М., Географический ф-т МГУ, 2010.
4. Рукин М.Д., Черняев А.Ф. Новый способ прогнозирования землетрясений. М, 2012, с.28.
5. Рукин М.Д., Черняев А.Ф. Новое о притяжении тел. Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013, с. 184.
6. Страхов В.Н., Соболев Г.А., Рукин М.Д., Моргунов В.А., Сидорин А.Я. Щ необходимости федеральной программы работ по решению проблемы краткосрочного прогноза землетрясений. М., 2005, РАН, Российская академия космонавтики, с. 40.
7. Волков Ю.В., Рукин М.Д., Черняев А.Ф. Влияние Тунгусского феномена 1908 г. на широтно-временное распределение землетрясений. М., 1997, с. 38.