Аннотация:Вторая половина XIX века – это период времени, когда традиционные нормы и методы воспитания на польских землях столкнулись с новыми подходами к личности ребенка. Это был результат развития науки, главным образом психологии и педагогики. Переход не произошел молниеносно, подобный уход от старопольских традиций начал наблюдаться еще в начале XIX века. Детям в шляхетской семье стали уделять больше внимания, к вопросам их воспитания стали подходить систематически. Традиционная же модель предполагала сдержанность и эмоциональное безразличие по отношению к детям. В таких семьях дети росли в строгой дисциплине и беспрекословно подчинялись взрослым. Обычно такие семьи были многодетными. Если же ребенок в семье был единственным, что с течением времени стало происходить чаще, то воспитание в таких семьях было более свободным, несмотря на то, что о ребенке заботились лучше и его сильнее опекали.