Аннотация:Данная работа посвящена проблемам истолкования учения о времени Аристотеля Плотином в трактате III 7 и Симпликием в Королларии о времени.
Свое учение Аристотель излагает в последних главах IV и в двух главах VI книги «Физики». Исследователи отмечают сложность и запутанность аристотелевского рассуждения. Однако не желание представить учение Стагирита в форме последовательной системы заставило обратиться к нему таких разных философов как Плотин и Симпликий. Общность их интересов заключалась в намерении раскрыть сам вопрос о времени, и аристотелевские идеи в виду глубокой разработанности темы являлись для этой цели хорошим подспорьем. Общая направленность обоих философов в разрешении данного вопроса не отменяет их большого различия как мыслителей, что выражается и в литературной форме их сочинений, в которых они обращаются к аристотелевскому наследию – профессиональный комментарий и трактат, в котором рассмотрение взглядов предшественников не является самоцелью. Эти отличия заставляет исследователя ставить перед собой разные цели, применительно к индивидуальности автора, его задачам и аудитории, которой адресовались сочинения.
По отношению к Плотину это означает, что мы должны представить основные идеи его учения о времени и вечности, которые позволят прояснить отношения, как представлял их Плотин, во-первых, между временем и душой, во-вторых, между временем и движением – два момента аристотелевского учения, к которым обратился Плотин в своей Эннеаде.
Комментарий Симпликия затрагивает несколько иные проблем аристотелевского рассуждения и в большем приближении к аристотелевскому трактату. Так Симпликием были подробно проанализированы трудности, связанные с моментом «теперь», которые актуальны и для современных интерпретаторов. Но комментаторская работа Симпликия не ограничивалась прояснением одного аристотелевского понятия. Симпликием был произведен не только сравнительный анализ определения времени, данного в платоновском «Тимее», но он связал аристотелевское понятие времени со второй гипотезой «Парменида», что значительно обогатило рассмотрение этой проблемы.
Данной теме посвящено немалое число работ, в которых рассматривается вопрос об отношении Плотина и Симпликия к аристотелевскому учению , но пока не так много работ, которые сравнивали бы две эти позиции .
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению интерпретаций Симпликия и Плотина в свете вышеназванных проблем, мы представим общий обзор самого учения Аристотеля о времени, что позволит на этой основе рассматривать интерпретации Плотина и Симпликия.