Аннотация:В данной работе поставлен вопрос о том, являются ли разные формы структурирования индивидуального знания (категориальная связь либо тематическая связь) самостоятельным механизмом процессов распознавания и извлечения информации из памяти. Предмет исследования: влияние семантической соотнесенности (категориальная или тематическая связь) объектов запоминания на память при узнавании (извлечении информации из эпизодической памяти). Цель исследования: Выявление особенностей процессов узнавания (извлечения информации из эпизодической памяти) в связи с видом семантической связей слов при запоминании. Для этого нами были рассмотрены, как пары слов с разными формами структурирования знания (семантической связи) извлекаются из памяти (задача на узнавание). Были сопоставлены уверенность в узнавании для различных форм семантической связи (пары слов с категориальной связью, запечатленные в ознакомительном эксперименте; пары слов с тематической связью, запечатленные в ознакомительном эксперименте; пары слов с различными формами семантической связи, впервые предъявляемые в эксперименте). Так же нами были сопоставлены ВП и динамика активности мозговых структур (на основе локализации эквивалентных дипольных источников) во время выполнения задачи на узнавание. Результаты нашего исследования показывают, что карты распределения активности мозговых структур специфически различаются при задаче на извлечения из памяти информации для разных видов семантической связи слов в паре. Также на психофизическом уровне обнаружено, что для пар слов с категориальной связью «чувство знакомости» (familiarity) выражено сильнее, чем для пар слов с тематической связью, причем как для случаев правильно сохраненных в памяти, так и для заведомо новых стимулов.
В целом, полученные нами результаты не противоречат данным, имеющимся в научной литературе по этой проблеме.