Аннотация:Целью работы было исследование эмоционального интеллекта и свойств "психологической разумности" как факторов решения прогностической задачи.
Всего в исследовании было 81 участник; каждый выполнял задачу на прогнозирование и заполнял психодиагностические методики.
Проанализирована специфика выборов испытуемых в Айова-тесте. Описываются значимые различия в характере предпочтительных выборов в Айова-тесте по возрасту. Приводятся корреляции показателей Айова-теста с компонентами эмоционального интеллекта и "психологической разумности", а также интолерантностью к неопределенности. Даются корреляции данных переменных между собой (также с выделением межгрупповых различий по полу по показателям интолерантности к неопределенности и управления эмоциями). На основании полученных результатов выделяются несколько подходов к выполнению Айова-теста: прибыльный, рискованный и хаотический, которые связываются с выдвижением испытуемым вероятностных гипотез и его ориентировкой на цель задачи – максимизацию выигрыша. С другой стороны, выделяются интуитивные механизмы принятия решений, лежащие как в основе выбора, так и в основе таких переменных, как эмоциональный интеллект и психологическая разумность.
Классическая методология изучения личностной регуляции мышления, характерная для школы О.К. Тихомирова, получила новое развитие – применительно к прогностической способности человека. Новые результаты получены относительно связей личностных переменных с характеристиками решения прогностической задачи. Интолерантность к неопределенности оказалась связанной с трудностями вероятностного прогнозирования, ведущими к рискованным стратегиям.