Аннотация:Исследование самосознания позволяет глубинно изучить особенности внутреннего плана развития личности и ее картины мира. Особенно значимым нам представляется исследование феномена самосознания в подростковом и юношеском возрастах, поскольку именно в эти периоды происходят ключевые изменения в процессе личностного развития. Происходят активное становление внутренней позиции личности, формирование индивидуальной картины мира, отображающей систему представлений и взглядов человека на самого себя, свою самость, на других и на мир в целом. Это выступает основой для развития рефлексивного самосознания, являющегося значимейшим новообразованием в процессе становления личности в отрочестве и юности.
Оно способствует познанию и осознанию человеком себя как социальной личности, с одной стороны, и как уникальной личности, с другой. Рефлексивное самосознание позволяет человеку адаптироваться и гармонично существовать в окружающих его реалиях, осуществлять свою деятельность в социуме и развиваться в контексте уникального жизненного пути.
Репрезентация самосознания личности позволяет исследовать процесс становления мировоззрения, ценностных ориентаций и внутреннего мира личности в целом, поскольку именно с помощью текстовой репрезентации человек фиксирует личностно значимые события, мысли, чувства, которые так или иначе оказывают влияние на становление личности. Посредством репрезентации человек отражает свой индивидуальный опыт, который мы не всегда можем непосредственно наблюдать (переживания, мысли, эмоции).
Посредством порождения рефлексивного текста автор в знаковой форме может репрезентировать свой внутренний мир. Таким образом, репрезентация самосознания может выступать не только как средство его организации и структурирования, но и способствовать его развитию и становлению, что особенно важно в отрочестве и юности.