Аннотация:В психологической науке личность определяют как человека наделенного самосознанием. Личность – безусловно, индивидуальное бытие общественных отношений. Личность всегда имеет свои собственные ориентиры в жизни – ценности, которые определяют ее внутреннюю позицию и ее поступки. Одна из способностей личности это обладание свободой выбора и быть самостоятельным и направлять себя на самосозидание. В процессе изучения самосознания личности, для нас является важным изучение феномена самость, который понимается как целостность личности, самоличность, подлинность, опыт чувствования индивидом себя, субъективное восприятие внутреннего «Я». Самость является высшей ступенью духовного развития.
Особый интерес представляет собой изучение личности в подростковом возрасте. Данный возрастной этап является формирующим для становления самосознания личности подростка. Этот возраст является сенситивным периодом для развития личности, поскольку на этом возрастном этапе происходит перестройка ранее сложившихся структур, становление качественно нового уровня самосознания, появляется определенная самобытность. Данный возрастной этап является следствием появлением нового отношения к себе и окружающему миру; проистекают изменение отношения к своему внутреннему миру и к внешнему социальному пространству; у подростка происходит переоценка ценностей, а так же формируется способность к рефлексии, появляется потребность в автономии, уважении, самоопределении. Самосознание понимается как «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе». Самосознание подростка обусловлено возрастным развитием, представляет собой целостность, состоящую из пяти структурных звеньев: имя, образ тела и духовный образ «Я»; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности, ее прошлое, настоящее и будущее; социальное – нормативное пространство личности в контексте прав и обязанностей.
Сегодня происходит увеличение количества православных школ, гимназий в связи с развитием морально – нравственной и духовной сферы жизни современных людей; с желанием верующих родителей, чтобы их дети получали образование в школах, которые будут нести в себе помимо крепких базовых знаний, «крепкие моральные устои». В связи с этим развитие личности подростка обусловлено историческим и религиозным аспектом.
В связи с этим старшие подростки, обучающиеся в православной школе, имеют смысловые наполнения структурных звеньев самосознания в аспекте, духовных ценностей. Личностными особенностями подростков выступает христианское мировосприятие, определенно сложившиеся церковные нормы, религиозно ценностно – смысловые ориентации. Отличительной особенностью религиозных подростков выступает внутренняя позиция, которая основывается на такие качества как сознательное смирение и послушание.
В связи с тем, что данная тема мало изучена, результаты исследования позволят расширить существующие знания и представления об особенностях самосознания, его структурных звеньях, о проблемах данного возрастного этапа, об особенностях эмоциональной, познавательной и мотивационной сферы, подростков, обучающихся в православной школе.