Аннотация:При изучении политики государства в настоящее время необходимо учитывать не только традиционные факторы, но и психологические аспекты народа данной страны, как стереотипы, установки, а также политическую культуру. И, в свою очередь, необходимо обратить внимание на восприятие народом образа героя и его трансформации. Следует особенно отметить, что количество работ по данному аспекту невелико, и проблематика не достаточно рассмотрена. В частности, мало исследований посвящены теме восприятия образа героя китайским народом, которое трансформируется в современной политической коммуникации Китая. Фактически, Китай давно перестал существовать как «коммунистическая» или «социалистическая» страна, однако в сознании иностранцев представление о Китае, как коммунистической стране не изменилось. Ещё не была рассмотрена связь между существующим образом героя и тем образом, который формируется непосредственно через сообщения, которые предоставляются народу, а также мировому сообществу через официальные каналы
Именно понимание этих процессов приводит к созданию полной картины ситуации в КНР, её развитии и темпах, что позволяет нам делать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы на перспективу развития китайского общества. Следовательно, мы можем предложить ряд шагов по улучшению текущей ситуации, её быстрой оценкой и мгновенным реагированием на развивающиеся процессы.
Помимо общих проблем связанных с трансформацией китайского общества, в работе осветили проблемы «образа героя» в китайском обществе и трансформации «политических мифов». Так же в данной научной работе подробно разбирается вопрос изменения традиционных ценностей китайского общества под влиянием «вестернизации».
Цель дипломной работы состояла в том, чтобы выявить и проанализировать образ героя, трансформируемый под влиянием «вестернизации» в современной политической коммуникации Китая.
Для достижения цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи: проанализировать существующую в современной политической науке литературу по проблеме восприятия, образа и политического образа; выявить понятие и основные особенности стереотипа и установки, их отношение с формированием образа; рассмотреть основные подходы к исследованию образа героя и политического мифа о герое; разработать концептуальную модель, рассматривающую моделирующую роль политического конструкта «Герой — Враг», выявить специфику данного конструкта ; выявить роль символа и ритуала, трансформацию образа героя в современной политической коммуникации Китая, что позволяет анализировать его с помощью политико-психологических методов; проанализировать содержание культа личности Мао Цзэдуна, «красная классика» как основные мифологические аспекты образа героя; выявить классический образ героя в Китае и его трансформация в современной политической коммуникации Китая.
Объектом исследования дипломной работы является образ героя в политической коммуникации Китая, а предметом – политико-психологические аспекты трансформации образа героя в современной политической коммуникации Китая.
Теоретико-методологическую основу исследования составил комплексный политико-компаративистский характер. В процессе исследования для анализа эмпирических источников были использованы такие методы как: опрос в виде фукусированного интервью, историко-генетический и политико-культурный методы, также методы моделирование. В качестве дополнительного метода была использована социологическая теория постматериализма Р. Инглхарта.
Научная новизна представленной работы состоит в том, что образ героя в китайском обществе и его трансформацию в современной политической коммуникации Китая ещё никто ещё не исследовал. а мифологичность образа героя в Китае и его трансформацию на данный момент тоже не исследована. Именно в данной дипломной работе впервые происходит комплексное рассмотрение политико-психологических аспектов трансформации образа героя в современной политической коммуникации Китая.
В ходе теоретического анализа было выявлено, что политический образ является отражением субъектно-объектных свойств. Восприятие информации в процессе политической коммуникации связано с действием целого ряда психологических элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимыми из них с точки зрения влияния являются установки и стереотипы. Одной из значимых особенностей стереотипа является его мифологичность. Наиболее ярокое отражение этого можно видеть в образе героя.
Политический миф — это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности. Политический миф о герое является, с одной стороны, семиотическим «языком» в пространстве коммуникации конкретной эпохи, а с другой, универсальной архаической символической формой, комплексно означивающей политическое через мифо-героическое.
Образ героя в Китае формировался в виде Мао Цзэдуна. Инструменты распространения образа Мао Цзэдуна как образа героя были многообразные: «красная классика», книги, лозунги, прокаты, фильмы, песни и т.д.
Образ классических революционных героев и образ Мао Цзэдуна как образ «великого героя» в Китае в настоящее время находится на стадии умирания. Результаты наших исследований позволяют нам сделать вывод о том, что на данном этапе развития Китая образ Мао Цзэдуна как образ героя уже прекратил своё существование как в реальной политической жизни Китая, так и в сознании народа. Идея Мао Цзэдуна как государственная идеология, форма политическая реальности продолжает своё существование лишь как символическая формальность..
В настоящее время в Китае уживаются вместе различные, взаимопротиворечащие друг другу ценности, но нет никакой доминирующей ценности, идеологии и веры.
Процесс трансформации образа героя в политической коммуникации Китая совпадает с изменением отношения китайской молодёжи к политике. Результаты исследования показывают нам высокий уровень недоверие китайской молодёжи к совей власти, неуверенность в политических реформах, невозможностях их проведения в ближайшее время и одновременно отсутствие чёткого представления о идеальной власти, о власти вообще и крайне низкий уровень политической активности. Причём особенно важно отметить, что подавляющее большинство китайской молодёжи можно охарактеризовать как аполитичными, а небольшие политико-вовлечённые активисты часто имеют т.н. «демократическое» стремление. Другими словами, в современном Китае демократия, вместо конфуцианства, даосизма, буддизма, легизма и маоизма, стала новым политическим мифом для китайской молодёжи.
Достаточно смутное представление о демократии и о своей стране, масштабное отсутствие веры и национальной идеи соседствует с крайне негативным образом политической элиты и власти, удручающе очень низкой оценкой ее качества. Таким образом, можно говорить о увеличении вероятности как роста протестных настроений, так и политической апатии, сопровождающаяся со спадом уверенности в будущее своей страны, причём в наиболее активной и инновационной части китайского общества – молодёжи.