Аннотация:Предмет исследования составляет образ инвалида на киноэкране (репрезентированный в выбранных произведениях) и в массовом сознании. Объектом исследования являются документальные кинофильмы на социальную тематику, представленные на тематическом фестивале «Кино без барьеров».
Цель данного исследования – проследить изменение образа человека с инвалидностью в документальном кинематографе по временной шкале от самого зарождения кинематографа и до нашего времени, а также определить степень воздействия внешних факторов: например, общественного настроения, исторических событий и других обстоятельств.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1) рассмотреть трансформацию образа инвалида в мировом и отечественном кинематографе;
2) сопоставить эволюцию образа инвалида с изменениями в общественном отношении к инвалидам на фоне культурных флуктуаций и исторических событий;
3) выявить современное социокультурное положение образа инвалида;
4) определить степень социальной значимости культурных проектов в современном российском медиапространстве, включая телевизионную и фестивальную индустрию;
5) охарактеризовать статус международного фестиваля с точки зрения возможности коммуникации по определенной тематической или проблемной сфере;
6) провести анализ конкурсных работ фестиваля «Кино без барьеров» и привести их тематическую классификацию.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: тематика документального кино и социально-культурные ожидания и настроения имеют позитивную взаимосвязь; образ человека с инвалидностью в документальном кино выступает в широком культурном контексте и встроен в современное российское социальное пространство.