Аннотация:В настоящей работе исследуются теоретико-методологические и практические основы изучения «деревенской прозы» в старших классах средней школы. Необходимость включения «деревенской прозы» в программу средней школы обусловлена, по нашим представлениям, прежде всего, «экстралитературностью» (термин А.Ю. Большаковой) данного литературного направления [См.: Большакова 2002, с. 382]. Деревенская проза выходит за рамки сугубо художественной словесности и несёт в себе высокую общественную миссию, способную активно формировать воспитание личности подростка и юноши. Поэтика «деревенской прозы» в целом ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, на художественное сохранение тех важнейших черт народной души, психологии, этики и эстетики, самобытного строя философского миросозерцания, которые были во многом утрачены в исторических переменах и катаклизмах второй половины XX века. В то же время, они, вопреки давлению историко-политических процессов, были всё же сохранены в крестьянском «бытии» России в таких категориях, как национальная самоидентичность, русская идея, народный характер и т. п. Общие очертания этих традиционных категорий, воплощённые в «деревенской прозе», реализуют при изучении в старшей школе функцию «нравственной преемственности» поколений в русском обществе, подверженном в глобальном смысле урбанистическому нивелированию, сохранению ментального и культурного «самостояния».