Аннотация:В настоящее время в методической науке уделяется большое значение интегрированному подходу изучения художественных произведений, направленному на углубление восприятия творчества писателей в условиях взаимодействия художественного текста с разнообразными видами искусства.
Особое место занимает интеграция литературы и кинематографа. В книге Ю. Лотмана и Ю. Цивьяна «Диалог с экраном» мы читаем: «Разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них − искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры».
Результатом взаимодействия литературы и кино в сознании ученика является обогащение восприятия школьника за счет корреляций художественного текста и его кинематографических трактовок.
Однако, существовавшие до настоящего времени в школьной практике модели взаимодействия двух видов искусства носили либо «литературоцентристский», либо «киноцентристский» характер.
В результате киноопыт и читательский опыт в сознании современного старшеклассника не пересекаются, так как при выборе учениками фильма для просмотра и книги для чтения реализуются разные установки на общение с этими видами искусства.
Автоматического переноса опыта читателя на опыт зрителя также не происходит. Это возможно только при методически выверенном диалоге между книгой и фильмом, при особом педагогическом воздействии. Прямолинейное воздействие на экранные предпочтения школьников, касающиеся их ценностной ориентации, безрезультатны. Необходим поиск гибких методик, тонких способов «переключения» старшеклассников из привычной системы ценностей в эстетически более сложные.