Организация, в которой проходила защита:
Высшая школа телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова
Год защиты:2018
Аннотация:Актуальность темы дипломной работы Ольги Комаренко обоснована хотя бы тем, что несколько лет назад генеральный директор Первого канала Константин Эрнст в своём публичном выступлении в Ницце прямо заявил, что «фрики» являются основными героями современного телевидения (это выступление К. Эрнста цитируется в работе О. Комаренко). Вот почему автор ВКР не занимается доказательствами утверждения, вынесенного в заглавие работы, а считает его свершившимся фактом. И с этим нельзя не согласиться.
В первой, теоретической, главе работы О. Крамаренко сжато разбирает понятие «фрик» и его трансформацию в последние годы от классического «трикстер» (шут-провокатор, дублирующий действия главного героя произведения) до современного телевизионного, где фрик уже сам является главным героем.
Кроме того, в первой главе автор рассказывает о смеховой культуре, являющейся основным пространством активности фриков.
Теоретическая глава работы не слишком объёмна, но в принципе в ней даны все необходимые для целей данного исследования понятия и определения.
Основная (вторая) глава ВКР посвящена анализу образов реально функционирующих в нашем телевизионном пространстве фриков, которых автор делит на три категории: фрики на работе (фрик как способ заработка), фрики «по жизни» (совпадение телевизионного образа с реальным стилем жизни) и второстепенные фрики (второстепенные участники разного рода телевизионных шоу). Эту классификацию можно было бы оспорить, но для целей бакалаврской ВКР она вполне подходит.
Текст второй главы является суммой описаний нескольких конкретных представителей каждой из этих категорий с элементами анализа наиболее характерных черт их поведения.
Небольшая третья глава ВКР посвящена очень важной проблеме – миграции фриков внутри российского телевидения, главная тенденция которой подмечена весьма точно: приобретя определённое мастерство и значительную известность на развлекательных и молодёжных каналах, наиболее активные и целеустремлённые фрики (а точнее, те, кто взял на себя исполнение этой роли) перебираются на федеральные телеканалы. Сначала тоже в развлекательные передачи, но с прицелом (возможно, пока ещё явно не выраженным) постепенно переместиться (чуть стушевав свою фриковость) и в более серьёзные передачи.
В принципе при более основательной работе над данной ВКР можно было бы охватить и проанализировать с пользой для дела более широкий материал, что позволило бы составить и более дробную классификацию отечественных телефриков, и выявить больше вариантов их функционирования в телевизионном пространстве. Но, как это часто бывает, О. Комаренко слишком долго запрягала, в результате чего на финальной стадии пришлось слишком быстро ехать.
В целом же данная работа как по своему содержанию, так и по основным формальным качествам отвечает требованиям, предъявляемым к выпускной контрольной работе, что и позволяет рекомендовать её к защите.