Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе
Год защиты:2018
Аннотация:актуальность темы данного исследования вытекает из объективного противоречия между: нарастанием конфликтогенных факторов в обществе и отсутствием у будущих специалистов должного уровня сформированности конфликтологических компетенций, позволяющих им успешно разрешать конфликты и конструктивно вести себя в них.
Объект исследования: компетенции студентов в решении конфликтных ситуаций.
Предмет исследования: содержание и критерии психологической готовности студентов к решению конфликтных ситуаций.
Цель исследования: определить уровень сформированности психологической готовности студентов старших курсов к решению конфликтных ситуаций.
Гипотеза исследования: готовность студентов старших курсов Филиала МГУ к решению конфликтных ситуаций высока, но в своей структуре сформирована неравномерно, так как ее поведенческий компонент сформирован недостаточно.
Задачи исследования:
1.Определить содержание и структуру психологической готовности к анализу конфликтных ситуаций у будущих специалистов.
2. Раскрыть сущность конфликтной ситуации как психологического феномена.
3. Разработать и обосновать критерии оценки сформированности психологической готовности студентов к решению конфликтных ситуаций.
4. Составить и обосновать комплекс ситуационных задач для исследования у студентов уровней сформированности конфликтологических компетенций.
5. Выявить уровни сформированности психологической готовности в решении конфликтных ситуаций у студентов.
Методологическую основу исследования составляют: деятельностный подход Б.Г. Ананьева в рассмотрении сущности психологической готовности; концепция конструктивной теории конфликта Б.И. Хасана; структурно-функциональный подход к моделированию ситуационных задач В.Н. Ковалева; Тест К. Томаса «Поведение в конфликте»; тест на знания студентами основ конфликтологии (авторский); комплекс ситуационных задач по производственным конфликтам (авторский).
В настоящей работе были использованы следующие методы научного исследования: анализ научной литературы, анализ конкретных ситуаций, наблюдение, метод экспертных оценок, тестирование.
Эмпирическое исследование проводилось на базе факультета психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе с сентября 2017 года по февраль 2018 года. В нем принимали участие 42 студента выпускных курсов факультетов журналистики, государственного и муниципального управления и психологии.