Аннотация:В рамках магистерской работы было собрано и проанализировано большое количество материала (данных дистанционного зондирования) по пленочным загрязнениям с целью анализа современного состояния загрязнения Черного моря нефтью, нефтепродуктами и прочими маслянистыми веществами, образующими пленки на поверхности моря. Результаты исследований представлены в работе. Основные выводы можно сформулировать следующим образом:
1. Пятна судовых разливов на радиолокационных изображениях морской поверхности характеризуются, прежде всего, характерной вытянутой, линейчатой формой, близостью к судам и судоходным трассам (контекстной обстановкой), а также к портам, рейдам и якорным стоянкам. Чем старше разлив, тем более извилистая и прерывистая у него форма из-за влияния гидрометеорологических факторов среды (прежде всего течений и ветра), и тем слабее контраст. Длина разливов изменяется от единиц до сотен километров. Судовые разливы являются эпизодическим фактором загрязнения морской среды, однако наблюдаются достаточно часто в местах активного судоходства.
2. Естественные нефтепроявления или грифонные пятна (образованные легкими фракциями сырой нефти), приурочены к ранее обнаруженным на акватории моря местам в юго-восточной части Черного моря. Грифонные пятна имеют крайне разнообразные формы (от округлых, кляксообразных, вытянутых до закруглённых и зигзагообразных) и размеры, которые в большой степени зависят от изменчивости поля течений верхнего слоя моря и силы приповерхностного ветра. Также имеют резкие контрасты. Однозначно являются постоянным фактором естественного загрязнения морской среды в юго-восточной части моря.
3. Существует проблема однозначной идентификации пятен пленочных загрязнений, так как пока набор универсальных параметров для выявления полностью не установлен; это же касается и автоматизированных методов. В рамках данной работы анализировались преимущественно те пятна, которые характеризовались определенным набором отличительных признаков и параметров, что позволяло проводить их однозначную идентификацию, за исключением, пожалуй, некоторых крайне необычных проявлений.
4. Наиболее загрязненными частями Черного моря следует считать три участка акватории, а именно: западную часть моря (основная причина - судовые разливы), приуроченную к судоходным трассам, идущим к проливу Босфор; центральную часть моря (основная причина - судовые разливы), приуроченную к судоходным трассам, следующих через центр моря; юго-восточную часть моря благодаря наличию там естественных нефтепроявлений.
5. В период исследования были обнаружены аномально крупные и протяженные судовые разливы (длиной более 200 км) в прибрежных водах полуострова Крым, которые ранее не наблюдались.
6. Загрязнений, обусловленных авариями и катастрофами, подобных происшествию 2007 года в Керченском проливе, обнаружено не было. Разливы от добывающих платформ, расположенных в западной части Черного моря, так же обнаружены не были.
7. Проведенный анализ показывает, что состояние окружающей среды Черного моря в части загрязнении нефтью и нефтепродуктами постепенно ухудшается, что также подтверждается работами специалистов из ИО РАН, ГК «СКАНЭКС» и ИКИ РАН, работающих в области мониторинга пленочных загрязнений морей России. Кроме того, показатели концентрации нефтеуглеводородов в отдельных частях моря неуклонно повышаются и нередко превышают ПДК, что может негативно сказаться на прибрежных экосистемах Черного моря.