Аннотация:Цель работы: рассмотреть понимание когнитивной наукой субъекта, включённого в процесс образования, на уровне концептуальных оснований и возможных практических следствий для образования.
Задачи работы:
• описать представления о субъекте образования в философии образования, педагогической психологии и когнитивистике;
• выявить концептуальные основания трактовки субъекта в когнитивных науках, на основании которых исследуются важные для образования проблемы;
• описать прикладные следствия применения достижений когнитивных наук к теории образования и к образовательному процессу.
Поставленные задачи были последовательно решены в трёх главах работы. В данной работе понятие субъекта образования рассмотрено применительно к ученику. Субъект образования в данной работе определен как …… и рассмотрен применительно к ученику. В первой главе описана актуализация проблематики субъекта образования в рамках антропологического поворота, требующего привлечения естественнонаучных подходов и данных при системном рассмотрении природы субъекта. Трансформация образовательной модели современности и статуса ученика привели к рассмотрению в философии образования субъектности как неотъемлемого качества активного участника образовательного процесса. Учения психолого-педагогического подхода о познавательных процессах субъекта, определяющих его активность, дополняются данными когнитивных наук, динамичное развитие которых является богатым потенциалом для целостного понимания природы субъекта. Субъект образования трактуется в когнитивистике как познающий субъект, включенный в систему, процесс и институты образования.
Во второй главе в качестве концептуальных оснований рассмотрения субъекта образования в когнитивистике выявлены учение о нейропластичности мозга и учение о роли социального опыта в процессах формирования познавательных способностей и в процессах познания. Подход когнитивных наук исследует взаимосвязь биологически обусловленного и формирующегося под действием социального влияния. Это даёт возможность переосмыслить традиционную проблему соотношения доли генетического и социального фактора в природе субъекта образования.
Третья глава посвящена прикладным аспектам данных когнитивистики для теории и практики образования. Эмпирические исследования когнитивистики подтверждают стадиальность развития познавательных способностей, а также существования индивидуальных когнитивных стилей субъекта. Учёт индивидуальной природы субъекта образования: совокупности уникальных когнитивных стратегий, физиологической организации нейронального уровня, - делает образование более субъектно-направленным. В данной главе описан подход нейропедагогики как прикладной нейронауки, входящей в область проблематики когнитивистики. Рассмотрено актуальное для образования направление метакогнитивистики. Также в качестве прикладных следствий когнитивистики рассмотрены направления развития когнитивных технологий в образовании.
Перспективность проблематики, затронутой в данной работе, определяется высокой динамикой развития междисциплинарного направления когнитивных наук, углублением эмпирической базы знаний о природе субъекта. Для преодоления существующего разрыва между наработками когнитивистики и образованием, развития их интеграции и анализа возможных ограничений когнитивного подхода требуется дальнейшая теоретическая концептуализация, как со стороны философии образования, так и в более прикладной интерпретации выводов когнитивистики.