Аннотация:Работа представляет собой историко-методологическое исследование, которое имеет своей целью анализ творчества Л.С.Выготского с точки зрения реализации им идей философии Б.Спинозы при решении ряда проблем психологической науки в контексте ведущихся в психологии дискуссий о ее философских основах. Методологическим основанием работы стали принципы диалектической философии и психологии, представленные в трудах Л.С.Выготского, Э.В.Ильенкова, Е.С.Линькова и других авторов. Объектом исследования выступило методологическое наследие Л.С.Выготского, рассматриваемое в контексте рефлексии путей развития современной психологии, предметом – представления ученого о спинозизме как возможном методологическом основании такого развития.
Основные выводы исследования: в большинстве случаев идеи, которые Л.С.Выготский защищал в своих работах, не соотносятся прямо с содержанием учения Б.Спинозы. Тем не менее система идей Л.С.Выготского представляет собой не нечто абсолютно чуждое этому учению, она, скорее, является более развитой, переосмысленной формой последнего. В контексте весьма широкого распространения дуалистической позиции в современной психологии со всей остротой встает проблема её преодоления, в свете чего монистическое учение Б.Спинозы и его развитие в психологии Л.С.Выготским представляется ориентиром в решении данной проблемы.
Ключевые понятия: психофизическая проблема, монизм, плюрализм, картезианство, спинозизм, субстанция, аффект, мышление, значение.