Аннотация:В диссертации Н. Метелевой ставится (на относительно узком, конкретном материале) очень широкая и актуальная проблема, литературоведческая и культурологическая. Она связана с взаимодействием художественного (поэтического) дискурса с педагогическим – в контексте экспериментальных, авангардистских практик, и очень требовательна - тем, прежде всего, что «взывает» к междисцплинарному подходу и нетривиальным, нетрадиционным техникам анализа.
Поэтическая школа Черной горы представляла собой странный парадокс: колледж, давший ей свое имя, сам по себе являясь акаедмической институцией, объединял поэтов, критиков и педагогов, активно работавших над воплощением альтернативных, несовместимых с «академичностью» способов изучения и преподавания литературы и поэзии.
В работе рассматриваются экспериментальные тексты Чарльза Олсона (преподавателя и ректора колледжа, несомненного лидера школы), его позиция сравнивается с парадоксальной позицией Эзры Паунда, которого сам Олсон считал своим вдохновителем и учителем.
Работа с текстами (исключительно сложными, кстати!) приводит диссертантку к аргументированному выводу о том, что Олсону, в целом, удалось претворить свой огромный художественный образовательный проект в режиме парадоксальной, «маргинальной академичности», повлияв тем самым и на поэтическое, и на академическое поле. Его начинания, амбициозные, частью убедительные, а частью провальные, как любые радикальные инициативы, остались не законченными, открытыми в будущее. Не удивительно, что внимание к ним в контексте продолжающихся литературных и педагогических поисков постоянно возобновляется.
Наталья Метелева обработала и осмыслила значительный теоретический и собственно литературный материал, обнаружив при этом несомненные исследовательские навыки, - т.е. в целом, на своем уровне, справилась с масштабной научной задачей.