Организация, в которой проходила защита:
Государственный академический университет гуманитарных наук
Год защиты:2018
Аннотация:Помимо свидетельств нарративных и документальных (законодательные своды), в работе использован потенциал и других источников. Речь идет о материалах двух переписей, 2010 и 2015 года: Хэйсэй 22 нэн кокусэй тё:са. Дзинко:-то: кихон сю:кэй кэкка. Кэкка-но гаиё: [Перепись населения 2010 года. Основные сводные результаты по населению. Краткое изложение результатов] и Хэйсэй 27 нэн кокусэй тё:са. Дзинко:-то: кихон сю:кэй кэкка. Кэкка-но гаиё: [Перепись населения 2015 года. Основные сводные результаты по населению. Краткое изложение результатов]. Данные переписей подтвердили тенденцию к диверсификации типов семьи, которая нашла свое отражение в диверсификации и индивидуализации практик почитания предков в современной Японии.
Помимо данных статистического бюро, весьма плодотворными оказались сведения опроса общественного мнения, осуществленные в 2008 г. научным бюро крупнейшей японской общественно-государственной телерадиокомпанией NHK – «Сю:кё:тэки-на моно» ни хикарэру нихондзин [Японцы, привлекаемые «религиозными вещами»].
Краткий итог исследования на основе разно жанровых источников.
После Второй мировой войны японские практики почитания претерпели значительные изменения. Важнейшую роль в этих изменениях сыграли послевоенная модернизация и урбанизация японского общества, повлекшие за собой разложение традиционной системы семьи. Изменяется сама концепция предка: понятие предка стремится к расширению и начинает распространяться билатерально (как на линию мужа, так и на линию жены). Происходит переход от «обязательного» концепта предка, включающего всех умерших предков по прямой линии наследования вне зависимости от личных предпочтений, к «опциональному», то есть ограничивающему понятие «предок» близкими родственниками, воспоминания о которых дороги потомку. С изменением концепции предка, функции почитания предков также подвергаются трансформации: прежние функции ритуалов почитания способствовали стабильности иэ, тогда как новые заключаются в снятии психологической напряженности в отношениях между живыми и умершими через приятные воспоминания и принесении утешения конкретным людям. Обряды почитания предков в современной Японии также претерпевают значительные изменения: предписанные буддийскими догматами обряды уступают место менее формальным, основанным на личной привязанности. Происходит «приватизация» почитания предков, то есть растущее доминирование личных функций в почитании.
Диверсификация типов семьи, особенно ярко проявившаяся в первые десятилетия XXI в., также нашла свое отражение в обрядах почитания предков: появляются альтернативы традиционным похоронам, а также новые формы погребения и хранения останков, наиболее ярким примером которых можно назвать погребения под деревьями (дзюмокусо:) и тэмото куё:.
Так что, как мы можем видеть, несмотря на изменения функций почитания предков, трансформацию форм погребения и обрядов памятования, место, которое отводят для умерших в своей жизни живые, остается неизменно важным. А индивидуализация практик почитания и не угасающая вера практически половины японцев в силу духов предков говорит о том, что современная японская традиция почитания предков находится, по всей видимости, в стадии оформления, но никак не угасания.