Аннотация:Работа посвящена весьма актуальному вопросу об использовании компьютерных технологий в современном учебном процессе. Основная проблема, которую сейчас в связи с этим вопросом обсуждают – насколько оправдано замещение мыслительной деятельности учащихся различными компьютерными средствами. В частности, постоянно возникает вопрос о том, что визуализация, по существу, делает ненужным собственное воображение школьников.
В связи с этим автор работы обратил внимание на то, что визуальные компьютерные средства могут использоваться не постоянно, а только на этапе осуществления материального или материализованного действия в схеме Гальперина, а затем от них можно и отказываться, переводя действие в мыслительную плоскость. Поэтому и увидел в использовании интерактивных геометрических систем (ИГС) как базы материализованного действия большую пользу для развития пространственного мышления.
Им самостоятельно разработан ряд уроков для учащихся различных классов и проведены занятия, которые обнаружили чрезвычайно интересный эффект: для учащихся 5-6 классов использование ИГС давало явно наблюдаемый положительный результат, в то время как для учащихся 8-9 классов результат оказался отрицательным. И по наблюдениям преподавателя было зафиксировано различие в отношении к этому средству у 5-6 класса и у 8-9-го.
Полученный результат очень интересен, он ставит фактически вопрос о том, не «выпадаем» ли мы уже в случае старшеклассников из зоны ближайшего развития, предлагая им внешнее средство в виде ИГС? Этот и другие возникающие в связи с обнаруженным феноменом вопросы требуют дальнейшего исследования.