Аннотация:Психолингвистика поставила своей задачей изучение процессов "речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка» [ЛЭС: 406]. Данные, которые можно получить в результате наблюдения за детской речью, как нельзя лучше способствуют решению такой задачи, поскольку они дают богатый материал для исследования как продуктивных, так и репродуктивных видов речи, а также для моделирования скрытых от непосредственного наблюдения речемыслительных процессов.В исследовании поставлены две основные цели: 1) выявить основные факторы развития языковой способности ребёнка; 2) определить, какое влияние оказывает речевое окружение (инпут) на развитие языковой способности ребёнка.Важная составляющая проведенного исследования - сравнение степени освоенности абстрактного понятия у среднестатистического подростка и ребёнка, речевым развитием которого в условиях повседневной коммуникации занимался профессиональный лингвист.Материал - дневниковые записи Л. О. Чернейко, в которых отразился результат её продолжительного наблюдения за становлением речи Даши М., а также результаты проведённого среди школьников 6-9 классов психолингвистического эксперимента.