Аннотация:Данная работа посвящена исследованию термина НАУКА и смежных с ним в когнитивном аспекте.Основная лингвистическая задача – выявить те представления о науке как о культурном феномене, которые сложились в научных идиолектах А.И.Герцена и В.И.Вернадского и которые направляют сочетаемость имени НАУКА в их текстах, а также сопоставить взгляды этих мыслителей на науку. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:1) произвести лексикографический анализ имени НАУКА; 2) проанализировать сочетаемость имени НАУКА в текстах А.И.Герцена и В.И.Вернадского и выявление проективных смыслов умозрительной сущности наука; 3) проанализировать сочетаемость имен, обозначающих понятия, тесно сопряженные с понятием "наука" в текстах А.И.Герцена: ЛИЧНОСТЬ как субъект познания (кто?), ПРИРОДА как основной объект изучения естественных наук (что?) и ИСТИНА как главная цель научного поиска (зачем?), а также исследовать сочетаемость синтагмы НАУЧНАЯ МЫСЛЬ в текстах В.И.Вернадского (научная мысль – это форма существования науки как сферы культуры).