Аннотация:Изучение творчества Е. Клячкина, Ю. Визбора, Ю. Кима и других авторов, признанных народом, но не признанных советской официальной культурой, обнаруживает такие особенности нонконформистской среды и ее идеологии, которые обусловливают появление культовых личностей масштаба В. Высоцкого. Целью лингвистического анализа текста в когнитивном аспекте является декодирование того целостного мировоззрения (идеологии в широком понимании слова), которое направляет речь: выбор тем, выбор слов из лексикона языка и, главное, их сочетаемость. Целью данного исследования является моделирование фрагментов языковой картины мира, отраженной в идиолекте Евгения Исааковича Клячкина (1934 – 1994), российский и израильского поэта, композитора, эстрадного исполнителя с трагичной человеческой и творческой судьбой, повторившей судьбу многих талантливых людей ХХ века.Задачи работы: 1) раскрыть особенности мироощущения лирического героя песен на материале анализа сочетаемости субстантивов и вербализованного в текстах отношения к себе, к женщинам, к миру; 2) дать общую характеристику авторской песни с литературоведческой и лингвистической точек зрения; 3) раскрыть содержание ключевых слов (абстрактных и конкретных субстантивов) в текстах песен и смоделировать проективные смыслы стоящих за ними сущностей; 4) рассмотреть структуру и функции сравнительных оборотов.Методы исследования: в работе используются методы концептуального анализа субстантивов и построения перцептивных текстовых парадигм в том виде, в каком они разработаны Л.О. Чернейко.
Основным материалом исследования послужили 238 текстов песен Е. Клячкина. В качестве дополнительного материала использовались тексты интервью, опубликованные в сети Интернет .