Аннотация:Цель исследования: выявление условий и возрастной специфики возникновения уважения у подростков к родителям. Основные выводы:
1. Использование авторской методики «Уважение» позволило реализовать цели исследования.
2. Анализ семантики понятия уважение показал правомерность выделения двух видов уважения к родителям – заслуженного и предписанного. При этом следует отметить, что далеко не для всех подростков и родителей уважение означает лишь один из этих вариантов, многие не могут до конца определиться и их представление об уважении содержит характеристики обоих видов одновременно, несмотря на очевидную их противоречивость.
3. Представления родителей о понятии уважения не связаны с представлениями их собственных детей.
4. Младшие подростки (12–14 лет) испытывают более сильное и заслуженное, и предписанное уважение по отношению и к своим матерям, и к своим отцам. Восприятие и оценка собственного уважения к родителям меняется у подростков в зависимости от их календарного возраста – уровень заслуженного уважения к родителям монотонно снижается с возрастом, уровень предписанного, резко падая в 15 лет, затем отыгрывает свои позиции.
5. И для старших (15–17 лет), и для младших (12–14 лет) подростков величина испытываемого предписанного уважения и к отцу, и к матери практически одинакова, в случае заслуженного уважения происходит большая индивидуализация представлений подростков, но эти различия все равно не достигают уровня статистической значимости.
6. Анализ гендерных различий подростков в оценивании собственного уважения к родителям показал, что уровень испытываемого предписанного уважения не зависит от пола; в отношении же заслуженного уважения мальчики проявляют тенденцию уважать своих родителей сильнее, чем девочки.
7. Восприятие родителями уважительного/неуважительного отношения своих детей не вполне соответствует испытываемым самими подростками чувствам.
8. При переходе от младшего подросткового возраста к старшему чувство любви перестает влиять на испытываемое чувство заслуженного уважения, тогда как оно начинает влиять на испытываемое чувство предписанного уважения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что к старшему подростковому возрасту происходит дифференциация чувства заслуженного уважения от эмоционального принятия. Предписанное же уважение, наоборот, приобретает связь с чувством любви, что, возможно, связано с общей перестройкой детско-родительских отношений, начинающейся во второй половине подросткового возраста и изменением представлений о том, что значит любить родителя.
При этом мальчики в целом проявляют большую склонность связывать оценку уважения к родителям (и предписанного, и заслуженного) с оценкой любви к ним.
9. Был выявлен ряд детерминант уважительного/неуважительного отношения подростков к своим родителям.
На становление заслуженного уважения у подростков к родителям влияют:
оценка семьи как материально обеспеченной;
социальная успешность родителей;
оценка детьми родителя как проявляющего позитивный интерес, принятие, теплые чувства в целом;
оценка родителя как невраждебного и не сверхтребовательного;
уровень последовательности воспитания (влияет на уважение лишь в отношении отцов);
оценка родителя как проявляющего родительское участие (соотношение контроля, поддержки, удовлетворения потребностей материальных и социальных, санкции);
оценка отношений как доверительных (лишь в отношении матерей);
количество уделяемого родителем времени (лишь в отношении отцов).
Негативно на становление заслуженного уважения к родителям влияет неразвитость родительских чувств.
На становление предписанного уважения к родителям у подростков влияют:
социальная успешность родителя;
оценка родителя как принимающего, проявляющего теплые чувства (лишь в отношении отцов);
количество времени, которое родитель проводит с ребенком (лишь в отношении матерей).
Также сама предлагаемая характеристика предписанного уважения как отдельного вида предполагает, что наибольшим влиянием на его становление будут обладать семейная культура, традиции.
10. В целом уважение к родителям связано не столько с объективной ситуацией ребенка, сколько с его восприятием этой ситуации.