Аннотация:В результате исследования роли индоевропейской традиции природопользования в формировании и развитии современной экологической политики были сделаны следующие выводы:
1. Индоевропейская традиция природопользования представляет собой сверхисторическую, космологизированную конструкцию архетипического восприятия природных циклов мироздания, запечатленную в религиозном и мифологизированном опыте гармоничного взаимодействия с окружающей средой.
2. Общей характеристикой различных ветвей индоевропейской традиции является принцип соблюдения порядка и многообразия, отраженного, как в естественном биоразнообразии природы, так и в необходимости сохранении этнокультурного многообразия человечества, что обеспечивало стабильное коэволюционное развитие.
3. Религиозно-мифологические воззрения традиционных индоевропейских сообществ, отображающие сбалансированные взаимоотношения с природной средой, чрезвычайно важны для адекватного понимания предыстории современной экологической политики и требуют дополнительного осмысления в контексте культурно-экологического образования.
4. Основными характеристиками социально-политической конфигурации традиционной этнокультурной модели индоевропейских сообществ, обеспечивавшей сбалансированное природопользование и поддержание экологического равновесия, являются:
• стратификационная сегментация, основанная на сохранении этнокультурной идентичности в условиях расового, лингвистического и религиозного разнообразия;
• принцип ненанесения вреда живым существам, возведенный в ранг системного компонента общественного развития;
5. Среди множества исторических явлений, этнокультурных и социально-политических процессов, вызвавших структурную трансформацию индоевропейской традиции природопользования и обусловивших формирование современной экологической политики, были выделены следующие:
• религиозно-культурный синкретизм;
• социально-политическая концептуализация идей антропоцентризма;
• процессы урбанизации и индустриализации;
• кратковременное возрождение традиционной индоевропейской экоэтики в формате природного мировоззрения среди научных и молодежных объединений Европы на рубеже XIX –XX веков;
• социально-исторические потрясения XX века, вызвавшие формирование наднациональной распределительной элиты, определившей биоразнообразию планеты роль структурированной ресурсной базы в обеспечении общественного прогресса;
• современные процессы всемирной унификации и интеграции;
• обострение глобальных экологических проблем;
6. Индоевропейская традиция природопользования, имеющая архетипические основания, систематически возрождается в традиционном индоевропейском социуме в форме целостного природного мировоззрения научных, социальных и политических объединений, ведущих многоуровневую борьбу с антропогенным давлением на биосферу;
7. Выделенные принципы и направляющие идеи природного мировоззрения, будучи систематизированными, в соответствии с традиционной индоевропейской экоэтикой, и получив строгие политические очертания, способны активно противостоять глобальным антропогенным девиациям современности.