Дискуссия вокруг формирования системы ценностей российского общества в общественно-политических онлайн - изданиях в 2014-2018 гг.дипломная работа (Магистр)
Организация, в которой проходила защита:
факультет Журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова
Год защиты:2019
Аннотация:После распада Советского Союза в российском обществе стал проявляться кризис национальной идентичности, вызванный крахом государства и утратой прежних ценностных ориентиров при отсутствии определенности судьбы страны. В таких условиях возникла острая необходимость формирования новой позитивной идентичности России и консолидации общества. В этой связи государство стало форсировано искать основу национального единства.
Угроза сепаратизма в полиэтничном обществе, способная на фоне экономического упадка и социальной напряженности вызвать центробежные тенденции в государстве, внешнеполитическое давление и низкая стабильность международных отношений детерминировали актуализацию проблемы национальной идеи как инструмента консолидации общества. Национальная идея представляет собой систему базовых ценностей и идеалов нации, обеспечивая её социокультурную целостность и самоидентификацию. Национальная идея определяет смысл
существования народа с учётом его исторических
и ментальных особенностей.
Данное исследование направлено на изучение роли средств массовой информации, в частности общественно-политических онлайн-изданий, в формировании системы фундаментальных ценностей российского общества, способных стать базисным элементом национальной идеи и идентичности, объединяющей такую поликультурную общность, как российский народ, а также установлении состоятельности СМИ как диалоговой площадки власти с обществом.
В работе была критически проанализирована риторика главы государства относительно исследуемого вопроса, изучены и систематизированы концептуальные документы по вопросам нациестроительства, выяснена дискуссионность и актуальность темы для изучаемых СМИ и посредством компаративистского анализа установлена степень корреляции государственной политики и дискурса в средствах массовой информации.
В исследовании делается вывод о том, что СМИ слабо вовлечены в обсуждение вопроса современных национальных ценностей, способных выступать базисным инструментом солидаризации в политике нациестроительства. Таким образом, СМИ не способствуют формированию единой системы ценностей народа России и диалогу власти с обществом по данному вопросу.