Аннотация:Задача аэрогравиметрии заключается в определении аномалии силы тяжести по измерениям аэрогравиметрического комплекса, включающего инерциальную навигационную систему и приемники СНС. Математически задача определения аномалии сводится к определению сил по движению и относится к классу обратных задач механики. Для ее решения принимается та или иная гипотеза о силе тяжести. Стандартный подход к решению состоит во введении модели аномалии в виде случайного процесса во времени. Недостатками подхода являются неоднозначность выбора стохастической модели и независимость модели от координат (что значимо при съемках на повторных галсах).
Работа посвящена разработке пространственной модели аномалии силы тяжести, основанной на разложениях в ряд по базисным кубическим сплайнам на прямой, и применению указанной модели при оценивании аномалии по данным съемки в Южной Африке на повторных галсах. Результаты оценивания сопоставлются с результатами, полученными при использовании другой детерминированной модели – на основе рядов Фурье, а также с результатами обработки ПО гравиметра GT-2A, в котором реализован стандартный стохастический подход. В работе продемонстрированы преимущества разработанного подхода перед вышеназванными, состоящие, в частности, в несмещённости полученной оценки аномалии и в повышении точности оценивания на галсах в 2 раза при сопоставлении с методом Фурье.